Умение жителей Эстонии плавать сильно преувеличено

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Норвежский учитель по плаванию Пер Иргенс на презентации своей книги «Учимся плавать» в Виймсиской школе дал младшим школьникам показательный урок.
Норвежский учитель по плаванию Пер Иргенс на презентации своей книги «Учимся плавать» в Виймсиской школе дал младшим школьникам показательный урок. Фото: Михкель Марипуу

В Эстонии ни в одном документе не обозначено, что означает умение плавать. Есть только государственная учебная программа, в соответствии с которой человек, окончивший курсы для начинающих, должен быть способен проплыть вольным стилем не менее 25 метров подряд. Как считают специа­листы, этого недостаточно.

«С моей точки зрения, это вообще никакое не умение плавать», – сурово оценил этот норматив пловец на открытой воде и учитель плавания Виймсиской школы Бруно Ноппонен. В Северных странах умение плавать оценивается по другим критериям: там необходимо проплыть подряд 200 метров. По сравнению с 25 метрами, которые достаточно проплыть у нас, 200 метров, по оценке Ноппонена, являются куда более четким индикатором. «Если сейчас в Эстонии взять 200 метров за норму, то можно забыть о статистике, согласно которой, 50 процентов взрослого населения страны умеют плавать. Эти статис­тические данные явно не дают представления о реальном положении дел: немногие из якобы умеющих плавать смогут проплыть дистанцию в 200 метров свободно выбранным стилем», – заметил Ноппонен.

Главная проблема в некомпетентном обучении плаванию или полном отсутствии соответствующего обучения. В Эстонии во многих местах есть неплохие бассейны, но не хватает тренеров, чтобы учить всех желающих плавать.

Пугающий открытый водоем

Как свидетельствует статистика смертей на воде, люди тонут в основном в открытых водоемах. В море, реке или озере человек, особенно если он плохо держится на воде, может запаниковать, что нередко и приводит к трагедии. Как считает опытный тренер, обучение должно частично проводиться, так сказать, в полевых условиях. «Сколько я знаю учеников, которые отлично плавают не то что на республиканском, но даже на мировом уровне, но не рискуют проплыть в естественном водоеме и два-три километра. Они боятся темной воды, поскольку видимость в ней ограничена, а также того, что вода в водоеме холоднее, чем в бассейне. Поэтому я считаю, что летние курсы плавания могли бы проходить в открытых водоемах. Следует серьезно подумать о том, чтобы пре­дусмотреть такое обучение в учебной программе», – считает Ноппонен.

По его словам, обучение плаванию грешит многими недостатками. Как следует из недавно подготовленного Минкультом документа, многие учителя плавания говорят о необходимости дополнительного обучения, но курсов плавания для продолжающих обучение слишком мало. Кроме того, отсутствует единая методика и не хватает денег.

Как сказал завотделом профилактической работы Спасательного департамента Инд­рек Интс, минимального плавательного норматива в 25 мет­ров явно недостаточно, и сейчас идет работа над тем, чтобы четко определить понятие «умение плавать». Однако, по словам Интса, в Эстонии самой серьезной проблемой является не плохое умение людей плавать, а то, что люди лезут в воду в состоянии алкогольного опьянения.

«Как правило, статистика смертей на воде свидетельствует о том, что отнюдь не плохое умение плавать приводит к гибели, а совсем другие обстоятельства. Например, алкоголь», – сказал Интс, добавив, что согласно данным Спасательного департамента, более половины утонувших в прошлом году – 58 процентов – находились в состоянии алкогольного опьянения.

По словам Интса, несмотря на печальную статистику, школьные курсы плавания имеют большое значение. «Надо отметить, что среди тех, кто гибнет на воде, меньше всего лиц в возрасте до 18 лет», – сказал он. В прошлом году в этой возрастной группе утонули шесть человек, причем гибель пятерых можно было бы предотвратить, если бы дети не оказались у водоема без присмотра взрослых.

На обучение не хватает средств

Президент Эстонского плавательного союза Карол Кованен согласен с тем, что в Эстонии в настоящий момент отсутствуют определение и стандарт умения плавать, кроме того, нигде не описано, что собственно означает «уметь плавать».

«Государство, по сути, не платит за то, чтобы люди освоили этот норматив в 25 метров. Основная ответственность ложится на плечи местных самоуправлений. В регионах дети оказываются в неравном положении. Все зависит от финансовых возможностей волости и от того, какое значение придается тому, чтобы научить детей плавать. Закон напрямую не обязывает местные самоуправления обеспечивать обучение плаванию, и поэтому по той или иной причине дети не всегда обретают навыки держаться на воде. Если в регионе нет бассейна при школе или поблизости от нее, то встает вопрос транспорта, оплаты учителей и аренды бассейна», – сказал Кованен.

В качестве примера он привел школу в Аэгвийду, которая получила от государства 180 евро на организацию начальных курсов плавания на весь год: «В школе всего шесть учеников, которые по возрасту должны пройти курсы плавания. На каждого пришлось 30 евро. Если бы в школе был свой бассейн и учитель, которому не нужно платить дополнительно, то теоретически этих денег бы хватило».

Комментарий

Катрин Арвисто, советник по связям с общественностью Министерства культуры

В настоящее время государственная учебная программа основной школы предусматривает плавательный норматив в 25 м. Как показало исследование, посвященное начальным курсам плавания, дистанция, свидетельствующая о том, что человек умеет плавать, должна быть в два раза длиннее. Следовательно, время обучения должно быть увеличено с 24 уроков до 40.

Финансовое покрытие тоже должно вырасти – до 1,7 млн евро в год. Сейчас государство выделяет на обучение плаванию 335 082 евро, которые могут быть использованы на оплату труда тренеров, аренду бассейна, покрытие транспортных расходов.

Изменится ли гос­поддержка начальному обучению плаванию, выяснится на переговорах по бюджету. Каждый год минис­терство получает от уездных управ данные о том, как использовались выделенные государством на обучение плаванию средства и какие получены результаты. Примерно 90 % детей способны проплыть в бассейне 25 м вольным стилем.

Проведенное исследование выявило еще два существенных обстоятельства. Во-первых, только треть учителей плавания имеет серьезную подготовку, и основная работа 70% преподавателей связана с иной сферой. Это говорит о том, что учителя должны проходить основательное обучение, нужны также учебные материалы. Во-вторых, нужно больше уроков плавания, чтобы дети усвоили необходимые навыки.

Ключевые слова

Наверх