Разведение голубей в Эстонии постепенно становится все популярнее. Но нам еще далеко в этом смысле до Европы, сходящей с ума по птицам, ставшим символом мира.
Птицы высокого полета
Есть поверье, что человеку, выпустившему в небо голубя, сопутствует удача и счастье. Значит, Геннадий Пашковский – человек и счастливый, и удачливый, потому что он выпускает в небо своих питомцев ежедневно. Их у него около восьмидесяти.
Голубятня не на крыше
Мы подходим к сарайчику на заднем дворе дома, типичного для столичного района Пельгулинн. Геннадий открывает дверь: внутри две беленькие чистенькие комнатки. Одна стена полностью отделана деревянными рейками так, что получились ниши, расположенные в шахматном порядке. Здесь и живут его питомцы. Красавцы! И чисто белого цвета, и черно-белые, с павлиньими хвостами и «сапожками» из перьев на ножках, палево-желтые, сизоватые с зеленым и красноватым отливом на шее, с красивым изгибом груди. Увидев чужих, они всполошились, заметались по комнатке. Один даже улизнул через приоткрытую дверь. «Ничего страшного, этот вернется!» – успокоил нас Геннадий. Он показывает нам отличительные особенности породистых птиц – хохолки на головках, светлые глаза и клювы разной формы.
Элитный голубь по сравнению с беспризорным диким сизарем – как гомо сапиенс перед неандертальцем. «Сейчас в мире существует бесчисленное количество пород голубей, – рассказывает Геннадий. – Среди них есть чисто декоративные, декоративно-летные и высоколетные. Первые почти не летают, разве что внутри вольера или при побеге из него, до ближайшей крыши. Главное в них – великолепный экстерьер. Якобины, павлины, курчавые и десятки других пород представляют собой шедевры птичьей селекции.
Так, любой голубь из породы «чайка китайская» приведет в восторг самого привередливого эстета: бантастые имеют на зобе изящнейший бант; шею бантастого воротникового дополняет горделивое жабо. Щитки крыльев курчавых украшают кокетливые кудри (так устроено само перо). Лапки многих декоративных пород оснащены броскими «клешами». А якобин просто роскошен. Наряд этого голубя можно сравнить разве что с туалетом леди из высшего света – в пушистом боа и с пышной мантией-шлейфом. Декоративно-летные голуби сочетают в себе как экстерьерные, так и полетные качества. Но над голубятней они поднимаются относительно невысоко – до 500 метров.
Играет голубь в небе голубом
Высоколетные голуби не претендуют на шикарность оперения, зато в поднебесье способны выделывать чудеса эквилибристики. Некоторые стаи поднимаются в чистое небо так высоко, что скрываются из виду. Причем способ подъема может быть разным. Параллельно развиваются два направления: первое культивирует так называемый простой, или кружастый, лет, когда подъем происходит как бы по спирали. Другое оттачивает столбовой полет, когда птицы поднимаются в поднебесье свечкой, что выглядит особенно эффектно.
Чрезвычайно ценятся бойные голуби, которые умеют кувыркаться в воздухе через голову, через хвост. А некоторые способны зависать в одной точке и при благоприятных воздушных потоках они могут задумчиво парить на месте ночь напролет. Каждый из них имеет свою стать, свой голос, манеру ворковать и даже летать. Наблюдать за их игрой в воздухе – огромное удовольствие.
Почтовые голуби, которых теперь часто называют спортивными, на первый взгляд могут показаться обыкновенными сизарями. Только присмотревшись повнимательнее, замечаешь, что фигура птицы другая – удлиненная, высокая, мощная, вся заточенная на быстроту полета. «Для них устраивают настоящие чемпионаты: владельцы выпускают голубей одновременно и высчитывают время, за которое они достигают родной голубятни. Определяется средняя скорость полета. Такие птицы нуждаются в постоянных тренировках. Если какое-то время их не выпускать, они теряют спортивную форму», – объясняет наш собеседник. Даже для ястреба, вечного врага голубей, такой спортсмен – нелегкая добыча. В Таллинне они досаждают владельцам дорогих птиц лишь в холодное время, когда мало других пернатых. Хуже приходится тем, кто живет за городом.
Голубчик на вес золота
В Эстонии голубеводство мало распространено, хотя в последнее время любителей прибавляется. Но если сравнить с масштабами голубиной страсти, поразившей Европу, то можно сказать, что у нас в этой сфере нет ничего. В Литве, Польше, Чехии, Германии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Голландии, Бельгии, Англии разведение элитных голубей – весьма популярное хобби. Каждая из стран может похвастаться и десятками голубиных клубов, и своими собственными породами. Выставки птиц в Европе могут свести с ума своими масштабами и разнообразием пород. Разведение, тренировка, производство кормов и прочих товаров для элитных птиц стало настоящей индустрией. Деньги в этих кругах крутятся немалые, ведь цены на летунов-рекордсменов подчас сопоставимы со стоимостью арабских скакунов.
В России разведение голубей долго оставалось дворянским увлечением. После революции ему оставались преданными отдельные любители, которые сохранили старые породы и вывели новые. Однако сегодня эта забава все чаще привлекает другую социальную прослойку – зажиточную и амбициозную, которая может позволить себе роскошные голубятни и дорогих породистых голубей.
К чему снятся голуби?
«Я занимаюсь голубями уже давно, с четвертого класса, – вспоминает Пашковский. – Был у нас в городе один старый еврей-чудак, у которого были голуби. Я захаживал к нему, и он подарил мне несколько птиц. Родители удивлялись моему порыву: „В кого бы это? У нас в семье никто этим не увлекался“. Потом была армия и переезд, с голубями пришлось распрощаться. И вот через годы стали мне сниться сны с голубями, и я решил вернуться к своему давнему увлечению. Может быть, со стороны это кажется странным: взрослый человек, семья у него, бизнес, а он, как пацан, голубей гоняет. Но разве откажешься от такой красоты!»
С точки зрения финансов, разведение голубей – сплошные затраты. Птицам нужны специальные корма из смеси зерновых – летний и зимний – и минеральные подкормки. Обязательно нужно проводить вакцинирование. Нужно купать их в специальных солевых растворах, поддерживать чистоту и высокую гигиену в голубятнике, менять воду и мыть поилку надо каждый день.
«Птицы могут легко подхватить инфекцию, а лечить их очень трудно. Да и ветеринаров, которые умеют лечить голубей, у нас нет», – сокрушается Геннадий Пашковский. Сегодня он предлагает своих птиц молодоженам на церемонию бракосочетания: красивая древняя традиция выпускать в небо белых птиц должна принести в новую семью счастье и голубиную верность. Но вырученных денег хватает лишь на то, чтобы купить банку минеральной подкормки. «Нет, это никак не бизнес!» – убежден он.
Иногда вылетевшая птица попадает в чужие руки. «Несведущим людям часто кажется, что это просто какая-то бедная без-домная птичка. И они хотят о заботиться, – рассказывает владелец голубятни. – Однако на лапке каждой домашней птицы есть специальное кольцо с моим номером телефона. Позвоните, если голубь попал в ваши руки! И поверьте, он долетит домой быстрее, чем вы положите трубку телефона. И ни в коем случае не кормите его булкой, это вредно для птицы!»
Голубиная верность
Пока мы разговаривали с Геннадием, птицы в голубятне уже успокоились. Наблюдаю, как один голубок ухаживает за своей самочкой, приглаживая ей перышки. «На гнездо зовет!» – комментирует хозяин. Даже по внешнему виду он может определить, самец это или самочка: «Дама всегда изящнее и тоньше». Сейчас многие из его птиц уже на гнезде. «Высиживают птенцов отец и мать попеременно, – говорит хозяин. – Они отличные родители. Есть даже такие, что сами уже не могут иметь птенцов и становятся замечательными няньками для чужих, самоотверженно выкармливая их. Если посадить всех птенцов вместе, то все голуби кормят всех, не разбираясь, свой это ребенок или чужой».
Вдруг снаружи послышались хлопки крыльев – это вернулся вылетевший голубь. Он сел на крышу дома и ждет, пока откроется дверь в голубятню. «Некоторые считают голубей глупыми, – продолжает разговор Геннадий. – Кажется, ну сколько серого вещества может уместиться в этой маленькой голове! Однако просто удивительно, как птица может найти свой дом, пролетев тысячи километров. Удивительно, как они узнают человека, выкормившего их. Удивительно, насколько разные они все по характеру. Я часто прихожу после работы уставший, нервный. Наблюдаю за ними, забочусь, тренирую своих летунов. И успокаиваюсь, отдыхаю душой. Нет, не смогу, наверное, никогда от них отказаться!»