Что ждет Финляндию с премьером-миллионером?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Председатель финской центристской партии Кескуста Юха Сипиля празднует победу после объявления результатов состоявшихся 
19 апреля парламентских выборов.
Председатель финской центристской партии Кескуста Юха Сипиля празднует победу после объявления результатов состоявшихся 19 апреля парламентских выборов. Фото: AFP/SCANPIX

В воскресенье в Финляндии прошли парламентские выборы, победу в которых одержала партия центра.

Какую правящую коалицию создаст победивший на выборах в Финляндии миллионер Юха Сипиля? Что будет с финской экономикой? Вернется ли застой или впереди бурное развитие? И, конечно, нас интересует, какой будет позиция нового финского правительства в вопросах внешней политики и безопасности.

Однако важнее всего тот оптимистичный и деловой настрой, который Юха Сипиля привнес в финскую политику. Люди устали от прошлой коалиции, которая не могла ничего решить. А структурные риски тем временем становились все более очевидными. Кто-то должен был начать что-то делать. Миллионер Юха Сипиля, с точки зрения финнов, является тем человеком, который наведет в Финляндии порядок.

Возглавляемая Сипиля партия Кескуста («Центр») победила. «Истинные финны» укрепили свои позиции, доказав, что они пришли, чтобы остаться. Правившие же до этого Кокоомус и социал-демократы проиграли.

С точки зрения арифметики, сформировать тройственный союз могут любые три получившие наибольшее количество голосов партии, оставив за бортом четвертую. Но вероятнее всего за бортом останутся либо Кокоомус, либо социал-демократы. С точки зрения программ – скорее всего именно последние. Но это предсказание не обязательно сбудется. Почему?

Юха Сипиля сам расставил приоритеты в следующем порядке – уровень доверия к партиям, программы и лишь затем количество полученных на выборах голосов. Доверие же – это такое понятие, которое заставляет даже хорошо знающих политическое закулисье людей выступать с самыми противоречивыми прогнозами.

Сипиля получил очень сильный мандат. Будет интересно посмотреть, как бизнесмен применит свои познания в политике. Мировой, а также эстонский опыт показывает, что такой смене деятельности не всегда сопутствует успех.

Для Эстонии очень важно, чтобы в финской экономике дела шли хорошо. Конечно, соседи всегда конкурируют между собой, и все же для Эстонии важно, чтобы ее соседи развивались. Поэтому нам очень радостно слышать, что Сипиля обещает заняться конкурентоспособностью Финляндии. Это будет нелегко, поскольку зарплаты финнов растут, а производительность труда падает. Как Сипиля удастся протолкнуть перемены через сильные финские профсоюзы и сохранит ли он популярность в такой борьбе – вопрос скорее риторический.

Сипиля также обещает бороться с бюрократией и излишними регламентациями. С одной стороны, это позволяет надеяться на усиление двустороннего сотрудничества в области электронного государства, а с другой – является полезным уроком и для нас, поскольку и нам бюрократия не чужда.

В сфере внешней политики и безопасности пока ограничусь лишь некоторыми замечаниями. Во-первых, финские политики и чиновники высшего звена вовсе не наив-ны в отношении России. Реальные оценки ситуации часто отличаются от того, что преподносится общественности. Во-вторых, в Финляндии есть то, чего в Эстонии в такой форме нет: глубокое недоверие левых сил к США.

Последним частично объясняется то, почему вопрос присоединения к НАТО обсуждается под сурдинку, хотя все больше экспертов выступает за присоединение. Абсолютное большинство уже поддерживает увеличение расходов на оборону, но к утрате нейтралитета все еще относятся с осторожностью.

Что касается так называе-мого «прагматичного подхода», согласно которому Россию «не стоит раздражать», то на него в Финляндии дали даже несколько ответов. Первый – это результаты пророссийски настроенных политиков на выборах. Опытный политик из Кескуста Пааво Вяюрюнен на этот раз не стал «королем голосования» в Лапландии, председатель Финско-Российского общества Паула Лехтомяки осталась за пределами парламента, а в Хельсинки от Кескуста прошел бывший еврокомиссар Олли Рен. Кроме того, Финляндия поддержала санкции, которые Евросоюз ввел против России, и я не слышал, чтобы кто-то из сколько-нибудь влиятельных финских бизнесменов открыто выступал против санкций.

И наконец, возвращаясь к двусторонним отношениям: поскольку значительная часть политиков высшего звена, начиная с Юхи Сипиля, после этих выборов будет людьми новыми, то особенно важно обновлять и укреплять наши отношения. Мы – как в Эстонии, так и в Финляндии – питаем иллюзии, будто очень хорошо знаем друг друга. Но в критических ситуациях становится понятно, что это не так.

Ключевые слова

Наверх