О чем, как не о политике, рассуждать пожившим на свете людям. Разговоры умудренных жизненным опытом женщин подслушала и записала журналистка Эне Паюла.
Эне Паюла: cтарушки в печали, или Глас (мудрого) народа
C пустя неделю после парламентских выборов две добрые знакомые сидели за кухонным столом, смотрели на грустную картину за окном и говорили о том, что жизнь теперь наверняка станет лучше. Когда у внуков дела идут хорошо и собственное здоровье не подводит, о чем еще, как не о политике, рассуждать старушкам? Обе они голосовали за новичков в политике, и полученные результаты их не огорчили. Но все же!
Старушки рассуждали о том, что хотя им не понравилось, как Сийма Калласа из Эстонии спровадили, Таави Рыйвас хорошо справился с обязанностями премьер-министра. Несмотря на то, что в какой-то момент казалось, что те, кто вершит дела в Партии реформ, считали, что этот молодой человек окажется более послушен и податлив, чем иной опытный политик.
Тем не менее Рыйвас, по мнению старушек, принимал решения, которые были в интересах государства и не всегда нравились тем, кто заседал в дальней комнате партии. Прежде всего, это назначение Марис Лаури министром финансов, а Анне Суллинг – министром внешней торговли и предпринимательства. СМИ немало писали о том, что кандидаты на министерские посты, верно и не щадя живота своего служившие партии многие годы, после этих назначений почувствовали себя обманутыми. Но результат был таким, как и обещали: произошла смена поколений и в политике подули свежие ветры.
Все правительство трудилось не покладая рук, а женщины в особенности. Разве можно сказать что-то плохое в адрес министра культуры Урве Тийдус, министра социальной защиты Хельмен Кютт или министра экономики и инфраструктуры Урве Пало? И то, какой вклад в решение проблемы экспорта сельскохозяйственной продукции внесла Анне Суллинг, мы начинаем понимать только теперь.
Словом, старушки пришли к единодушному мнению, что все министры соответствовали занимаемым постам и можно было продолжать работу тем же составом. За одним исключением. Женщины на полном серьезе рассуждали о том, по силам ли Рыйвасу противостоять давлению, оказываемому на него старшими товарищами, и добиться того, чтобы Кейт Пентус-Розиманнус не занимала пост министра иностранных дел? Кейт, может, и замечательная девушка, но она не тот человек, который нужен Эстонии в такое сложное время, пришли они к выводу, добавив, что за счет того немалого количества голосов, которые Таави Рыйвас получил на выборах, он мог бы иметь большие полномочия.
А что получилось на деле? Те, кто принимает решения, настояли на своем, и теперь мы имеем то, что имеем.
Мало того, что Пентус-Розиманнус вернулась в правительство, так вернулся еще и Кристен Михал. И что это за трюк с Юргеном Лиги? А министр государственного управления Арто Аас? Или эту должность придумали для того, чтобы успокоить настаивающие на административной реформе партии, дав им понять, что никакой реформы не будет? Понятно, что ждать реформ от Партии реформ не приходится.
Кто такой этот Арто Аас? Родился в 1980 году, в партию вступил в 1998, едва выйдя из пеленок. Возглавлял бюро премьер-министра, был его советником, членом Рийгикогу с 2011 года. Спору нет, он верой и правдой служил партии, не то что иные деятели, которые стали министрами прямо с улицы, что с того, что они талантливые и компетентные.
Жаль только, погоревали старушки, что Таави Рыйвас не может давать указания деятелям, которые вершат политику в дальних комнатах других партий. Вот Урмас Рейнсалу стал министром юстиции. В нормальном государстве лидер партии, так пролетевший на выборах, со дня ушел бы в отставку. Судя по всему, только у Юхана Партса хватило такта отойти в сторону, хотя вряд ли он самостоятельно принимал решение о том, чтобы снять набивший оскомину предвыборный ролик, в котором он на примере яиц объяснял налогоплательщикам налоговую реформу Союза Отечества и Res Publica.
Что нового можно ожидать от Свена Сестера, назначенного министром финансов вместо Марис Лаури, от Марко Померантса, сменившего Мати Райдмаа, или от Маргуса Цахкна, занявшего пост Хельмен Кютт? Понятно, что все эти мужики из IRL получили свои должности в утешение, как и Урмас Рейнсалу. И нет никакого смысла надеяться на то, что они пустят в свою компанию женщин. Невольно закрадывается мысль, пришли к выводу старушки, что женщин-министров потому задвигают в сторону, что они слишком хороши на своих местах. Эта общая беда нашего небольшого общества, резюмировали женщины и вспомнили анекдот еще советских времен.
Старшее поколение наверняка его помнит, полезно будет его услышать и молодым: «Попадает чертенок на практику в преисподнюю. Видит три кипящих котла с грешниками. У первого котла нет ни одного черта, у второго стоит один, а все столпились около третьего котла. Спрашивает молодой чертенок у старого черта, в чем дело? А тот объясняет: в том котле, который никто не стережет, русские сидят. С ними нет никаких проблем, если кто и вылезет из котла, то только для того, чтобы поленьев под него подложить. В том котле, который все черти стерегут, американцы варятся. Если хоть один вылезет, то остальных вытащит. А во втором котле – эстонцы. Если хоть один наверх вылезет, остальные его обратно затащат. А черт только огонь поддерживает».
Так оно и есть, к сожалению. За разговорами старушки вспомнили то время, когда те, кто выбился в большие партийные начальники, первым делом избавлялись от подчиненных, которые умнее их были, а затем начинали претворять в жизнь какую-нибудь очередную заумную идею, ведь все равно никто возразить не мог. Неужели вся надежда на то, что кто-нибудь из чиновного люда сможет противостоять глупостям?
Так что остается только посочувствовать Урве Пало, которой придется сесть в кресло Анне Суллинг. Спору нет, Урве Пало женщина умная, талантливая и обаятельная, но ведь известно, что куда проще вести дела с теми, кого уже знаешь и на кого можешь положиться? Урве Пало придется заново проходить путь, который уже прошла Анне Суллинг. Это не личное дело Суллинг или Пало, подобные перестановки могут иметь очень печальные последствия для всего нашего сельского хозяйства. Вот и надейся, что отвечать за такую сложную область вызвался бы мужчина. Если все будет хорошо, никто слова доброго не скажет, если плохо, головы полетят…
Печально, но уже первые решения правительства оставили не самое лучшее впечатление. Но если приходится поступать так, как решают в дальних комнатах, то кого винить?
Старушки уже давно не удивляются тому, что в нашей стране, если ты родился до 1990 года, – ты не настоящий человек. У нас ведь как считают: чем старше человек, тем сомнительнее его мировоззрение. И счастье наступит только тогда, когда последний совок упокоится с миром.
Может, оно и не совсем так, но старушки (родившиеся до 1950-х годов) не раз имели возможность убедиться, что их представления о честной жизни кардинально отличаются от того, что мы имеем сейчас. Иначе как могло получиться, что люди, обвиненные в уголовном преступлении, спокойно ходят себе на работу в Рийгикогу. Народ, мол, заново предоставил им мандаты. Действительно, Прийт Тобал получил на выборах 1045, а Лаури Лаази целых 407 голосов.
Почему за них голосовали? Не по той ли причине, по которой русские не винят Путина за его наглую ложь всему миру по поводу Украины и Крыма. Ведь он такой крутой мужик, лихо Запад обманул! Наши герои не такие ловкие, а все потому, что в суде есть ангажированная сила. И эта бесконечная история с вундеркиндом Яаком Мадисоном, которого избрали голосами Центристской партии, да еще кем, заместителем председателя парламентской комиссии по делам Евросоюза! Ох, и почему Центристская партия так не любит Эстонию?