Cообщи

Вторая мировая с точки зрения эстонца

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Лаури Вахтре.
Лаури Вахтре. Фото: Pm

Всем известно, что представления типичного эстонца относительно определенных исторических событий и исторических деятелей значительно расходятся с теми, что преобладают в современной России.

Например, для большинства эстонцев Сталин является таким же преступником, как и Гитлер, он осуществлял депортацию и русификацию. Однако большинство русских считают его крупным государственным деятелем, который хотя и мог ошибаться, но все же выиграл войну и освободил мир от фашизма. Если бы все это было только вопросом истории, можно было бы просто махнуть рукой на расхождения во мнениях. Однако прошлое накладывается на современность и порождает новые разногласия: имела ли Россия право аннексировать Крым? Неужели все те, кто оказывает сопротивление России, фа­шисты? Является ли Запад врагом России и т.п.?

Не только о погоде

Эстония смотрит на все эти вещи не так, как Россия. А эстонские русские, которые подходят к делу и так и сяк? Эстонцам и эстонским русским необходимо уживаться в одной стране, ходить по одним и тем же улицам, посещать одни и те же магазины, дышать одним и тем же воздухом. В сравнении со многими другими странами надо признать, что мы справляемся с этим довольно неплохо, в среднем – достаточно цивилизовано.

Часто люди тепло отзываются о своих коллегах или соседях другой национальности, но порой все же замечают, что на исторические темы, особенно связанные со Второй мировой войной, говорить все же не стоит – возникают ссоры.

Так тоже можно жить. Если взгляды на какой-то вопрос слишком разнятся, воспитание предписывает беседовать о погоде и автомобилях. Но, с другой стороны, ничто не мешает взаимному изучению картин нашего восприятия истории: часто нам просто неизвестно, как мыслит и рассуждает другая сторона. В этом и состоит замысел данной статьи: это попытка отнюдь не переубедить кого-то, а лишь представить свой взгляд. Дата 9 мая, порождающая многочисленные споры, является для этого особенно подходящим поводом. Что же означала и означает Вторая мировая война для эстонцев?

Мы не нацисты

Подчеркну, что изложенное ниже – это точка зрения так называемого среднего эстонца, то есть большей части эстонцев, но не каждого. Ведь и сами эстонцы, как и любой народ, тоже отнюдь не единодушны в своем отношении к собственной истории.

С точки зрения эстонцев, Вторую мировую войну развязал заключенный в 1939 году между Гитлером и Сталиным договор, прилагаемый к которому секретный пакт поделил Восточную Европу между СССР и Германией. Помимо всего прочего, это означало и поглощение Балтийских стран Советским Союзом, с этой целью была организована тонко продуманная и вместе с тем грубая инсценировка, состоявшая из нескольких актов и изображавшая, будто бы народы Прибалтики добровольно вступили в состав Советского Союза.

Однако соглашение между Гитлером и Сталиным означало, что после раздела Польши Гитлер мог смело атаковать Западную Европу, не опасаясь войны на два фронта, что в период Первой мировой войны стало для Германии роковым. Короче говоря, именно Сталин благословил Гитлера и обеспечил ему надежный тыл для развязывания крупномасштабной войны. Дружба между Германией и советской Россией продолжалась около двух лет, они вместе проводили парады и поднимали бокалы с шампанским. Это обстоятельство часто вспоминается эстонцам, когда российская пропаганда в очередной раз называет их нацистами или пособниками нацистов. Эстонская Республика никогда не была союзником гитлеровской Германии, а вот СССР таковым являлся.

Помощь дьявола

То, что происходило во времена этой дружбы в Эстонии, до сих пор памятно для эстонцев. Советская власть принялась целенаправленно и систематично разрушать местное общество, чтобы загнать его в советские рамки. Политические партии, почти все прежние общественные объединения и – что, может быть, было самым главным – прежние формы собственности прекратили свое существование.

Граждан Эстонии начали без суда убивать и депортировать, их собственность была разграблена под эгидой национализации. Результатом всего этого стало то, что когда Германия в 1941 году напала на Советский Союз, немецкие войска встречали в Эстонии с цветами как освободителей. При этом не стоит забывать, что немцы на протяжении семисот лет являлись первейшими историческими врагами эстонцев. Всего за один год советской власти это обстоятельство было забыто.

Те, кто приветствовал пришествие немцев, не являлись никакими нацистами. Люди просто испытали на себе власть Сталина и искали помощи – пусть даже от самого дьявола.

Правда, вскоре в немцах пришлось

разочароваться. «Один разбойник спас нас от другого разбойника», – говорили тогда. Отсюда возникает вопрос – если эстонцы считали Гитлера и Сталина в равной мере разбойниками, то почему в 1944 году эстонские парни в массовом порядке шли на фронт в немецкой форме, чтобы сражаться против возвращения Красной армии? Если оба оккупанта были плохи, зачем же было воевать на стороне одного против другого?

Цель – удержать фронт

Объяснение, на мой взгляд, простое. Эстонцы и не воевали на стороне Гитлера. Те эстонцы, которые в 1944 году оказали яростное сопротивление наступавшей Красной армии, воевали не за Великую Германию, а во имя Эстонской Республики. Профессор Юри Улуотс – последний премьер-министр независимой Эстонии до появления в 1940 году марионеточного правительства – обратился к народу по радио, призвав оказывать сопротивление Красной армии с целью предотвращения захвата Эстонии Советским Союзом «вплоть до наступления мира».

Иными словами, была цель удержать фронт до разгрома Германии и установления справедливого миропорядка, в результате чего все народы смогли бы вернуть себе свои государства (как это обещала Атлантическая хартия). Сейчас это стремление может показаться наивным, но на самом деле тогда оно таковым не являлось. Это была серьезная программа, которая, однако, не была реализована.

Эстонский народ надеялся на справедливое решение до окончания войны, а большинство людей – еще и в последующие годы. Переломным в этом плане стал 1956 год: подавление выступлений в Венгрии, в которое Запад вмешиваться не стал. Наступили годы адаптации к советской власти, но и в это время надежда на то, что Эстония однажды станет свободной, не угасала.

Таким образом, было трудно ждать от эстонцев, чтобы в 1944 году они признали в Красной армии своих освободителей. Наоборот, люди испытывали ужас и десятки тысяч беженцев перебрались по морю на Запад. В основном решение об эмиграции было вполне оправданным, поскольку если бы люди остались здесь, многих из них бы убили или отправили на верную гибель в Сибирь. Многие из тех, кто остался, действительно подверглись репрессиям – снова казни и депортации. Долгое время продолжалось вооруженное сопротивление так называемых лесных братьев.

Независимость – прежде всего

Логика эстонцев такова: освободитель тот, кто приносит свободу и уходит. Тот, кто не уходит, является оккупантом. Следует подчеркнуть, что эта логика под­разумевает советскую власть и Красную армию вообще, в целом, а вовсе не каждого конкретного человека. По поводу конкретного человека логика эстонца говорит иное: те, кто мыслят, говорят и ведут себя, как друзья, друзьями и являются; те, кто ведут себя, как оккупанты, оккупанты и есть. Выбор каждый делает сам.

Все вышесказанное затрагивает всю Восточную и Центральную Европу, для которой появление Красной армии означало не освобождение, а смену нацистского режима на сталинский. При этом стойкая и героическая борьба Красной армии, несомненно, способствовала освобождению Западной Европы, она оттягивала на себя значительную часть сил Германии. Если рассматривать Вторую мировую войну в целом, понять это будет совсем нетрудно, и у так называемого среднего эстонца не возникает особых трудностей с признанием этого обстоятельства.

Кроме того, у него не вызывает особых трудностей необходимость воздать должное храброму воину (не мародеру или насильнику) за его доблесть, независимо от того, на чьей стороне он сражался. Нечто подобное пытается донести до зрителя и недавно вышедший на экраны эстонский кинофильм «1944». Он дает возможность каждому своими глазами увидеть красноармейцев, которые не были коммунистами, а также бойцов Waffen-SS, которые не являлись нацис­тами.

В конечном счете всегда достойно сожаления, когда люди вынуждены страдать и гибнуть на полях войны, которую никто из них не развязывал. Эстонцев интересуют не коммунисты и не нацисты, а независимость их страны. Ceterum censeo – Красная армия все же не освобождала Эстонию.

Ключевые слова

Наверх