Cообщи

Обуздать целиакию

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Пациентам, страдающим непереносимостью 
глютена, приходится очень тщательно выбирать продукты питания и внимательно изучать состав продукта по этикеткам.
Пациентам, страдающим непереносимостью глютена, приходится очень тщательно выбирать продукты питания и внимательно изучать состав продукта по этикеткам. Фото: klinik-krankenhaus.de

Подчас диагноз требует полного изменения стиля жизни. Зная об этом, многие предпочитают не знать о своей болезни. Но  тот, кто  действительно хочет быть здоровым, преодолеет все, убеждена моя собеседница.

Мы встретились с ней в кафе «Реваль» возле кинотеатра «Сыпрус». И не только потому, что оно  находится недалеко от работы Виктории и весьма популярно. Здесь  меню предлагает кое-что и страдающим непереносимостью глютена.  Таких мест в нашей столице пока немного, но  именно они позволяют таким людям не отказываться от привычных посиделок в кафе.

Виктория – молодая 33-летняя женщина. Уже полтора года она живет с диагнозом целиакия, который четко разделил ее жизнь на «до» и «после». «Боли в боку у меня начались за год до постановки диагноза. Это  заставило меня обратиться к врачу, потому что я подумала, что у меня камни в желчном пузыре, как у мамы, – вспоминает она. –  К другим проблемам со здоровьем я уже как-то привыкла: постоянная, непреходящая усталость, какие-то чешущиеся пузырьки на коленях и локтях, частая тошнота и диарея. Думала, что у меня просто желудок слабый».

Момент истины

Совершенно случайно Виктория посмотрела телевизионную передачу, в которой рассказывалось о целиакии – непереносимости глютена, клейковины ржи, пшеницы и овса.  «У больных  в телевизоре были такие же пузырьки на коленях и локтях, – рассказывает она.  – Я пришла к семейному врачу с этим открытием. Но врач сомневалась: обычно пациенты с целиакией очень худые, а я худобой никогда не отличалась. Однако я настаивала, и меня отправили на обследование,  результаты которого подтвердили мою догадку».

Лечение целиакии заключается в соблюдении безглютеновой  диеты – никакого хлеба и макарон, булочек и пирожных, сухарей для панировки, кваса, пива и всего, что содержит муку или произведено из ржи, пшеницы и овса.  «Это считается самой трудной диетой, потому что,  как оказалось, глютен есть даже там, где его совсем не ожидаешь встретить: в колбасах и сосисках, в приправах,  в ветчине, – рассказывает моя собеседница. – Раньше мой день начинался с бутербродов, я любила на обед макароны с чем-нибудь… Об этом пришлось забыть. Научилась читать в магазинах этикетки и очень осторожно подходить к выбору продуктов питания. Но боли прошли сразу! Через какое-то время я почувствовала, что сил прибавилось, и я уже не хочу постоянно спать. Наладилось и пищеварение».

Сейчас в магазинах продается много безглютеновых продуктов: специальная мука, безглютеновые макароны, булочки, торты.  «Это очень облегчает жизнь, хотя такие продукты значительно дороже своих глютеновых аналогов, – поделилась Виктория. – Они не такие пышные, и вкус у них, конечно, другой.  Но я рада, что они есть. Правда, не везде. Например, когда я еду на Чудское озеро, я закупаю продукты на весь период поездки».  

Помощь не бывает лишней

Виктории повезло еще и в том, что муж, поддерживая ее, тоже перешел на безглютеновую диету. «Дело в том, – объясняет она, – что даже малейшее количество глютена вызывает у меня жуткую реакцию. Например, если незадолго до того, как я режу яблоки, на этой доске резали хлеб или резали его тем же самым ножом… Даже если все это было помыто.  Так что, если остальные члены семьи не поддерживают страдающего непереносимостью глютена, то приходится  иметь дома два комплекта посуды, ножей, разделочных досок и так далее. Это сложно».

Привыкать питаться по-новому помог сайт www.tsoliaakia.ee . «Конечно, врач все рассказал, но от шока, что жизнь нужно круто изменить, в голове была полная каша. А на страничке можно найти много полезного:  например, где  купить безглютеновые продукты или чем можно заменить муку при выпечке, – вспоминает Виктория. – На форуме  пациенты обсуждают разные вопросы: например, можно ли употреблять уксус или водку – ведь это же продукты переработки пшеницы!   

Или – нам можно есть гречку  и пшено, но нужно знать, что они произведены на предприятии, которое не занимается переработкой пшеницы, ржи или овса. И знать, что на поле, где выращена гречка, раньше не росла пшеница, поскольку какая-то часть пшеничных зерен могла остаться в земле, прорасти среди гречихи и попасть в упаковку. Обычным людям не важно, но для нас это может закончиться плохо:  сразу появляются боли, нарушения пищеварения, тошнота.  Поэтому мы покупаем только товары со специальной маркировкой – перечеркнутым колосом».

«Конечно, не у всех, имеющих этот диагноз, такая острая реакция даже на небольшое количество глютена, – говорит Виктория. – Но я много читала о своем заболевании и выяснила, что  "мягкая" реакция опасна тем, что человек помаленьку отравляет свой организм, а это может стать причиной самых разных проблем – от бесплодия до онкологических заболеваний».

Опасно питаться вне дома

Привыкание к диете дома заняло примерно две недели. Гораздо труднее оказалось другое. «Раньше мы как минимум три-четыре раза в неделю выходили с друзьями в кафе и рестораны,  ходили в гости, – вспоминает Виктория. – Теперь с этим гораздо сложнее: никогда не знаешь, что повар положил в соус или котлеты.  Приходится задавать официантам слишком много вопросов и объяснять, что я не переношу глютена.  Во многих заведениях часто не понимают, о чем речь. А я должна быть уверена,  что меня поймут правильно!  Радует, что во многих кафе уже могут предложить кое-что без глютена. Недавно открылся даже безглютеновый ресторан – Kivi Paber Käärid.  

В  прошлом году я была в Финляндии, там в ресторанных меню обозначено: это без глютена, это без лактозы. Причем я была не в самых дорогих заведениях! Там  я не встречала кафе или ресторана, где было бы нечего предложить такому посетителю, как я. Я слышала, что есть какая-то резолюция ЕС, чтобы в меню предприятий общепита указывались все аллергены – соя, глютен, лактоза, сельдерей и горчица.  Не знаю, когда это вступит в силу, но надеюсь, что скоро, и что к выполнению этого распоряжения подойдут ответственно. С друзьями легче, они уже знают, что я могу есть, и проявляют осторожность, предлагая мне то или иное угощение».

«Конечно, жизнь за эти полтора года очень изменилась: наслаждаюсь хорошим самочувствием! – резюмирует Виктория. – Один из плюсов новой жизни в том, что мое питание вообще стало более натуральным: когда постоянно читаешь этикетки продуктов и видишь там всякие консерванты, красители, стабилизаторы и загустители, то как-то легко отказываешься от готовых покупных продуктов и полуфабрикатов».

Наверх