Мода – дама капризная, непредсказуемая, да и угнаться за ней по силам не каждому. И если одни модницы вызывают восторг у мужчин и зависть у женщин, то другие своим стремление к прекрасному могут смело посоревноваться за звание чудовища, а не красавицы.
Эй, модница, полегче!
Далеко ходить за примерами отчаянных модниц не надо, просто оглянитесь вокруг или посмотрите в Интернете обучающие видео от «мастеров» макияжа, которые одним своим видом запросто могут заменить оружие массового поражения. В чем же причина сознательного уродования себя: проявление творческой натуры или психологические проблемы?
Красота – страшная сила
Психолог Ольга Васильева считает, что подобное поведение (особенно, если такая «красота» выставляется на всеобщее обозрение) вызвано попыткой привлечь к себе внимание: «В этом случае можно условно разделить людей на два типа: одни очень собой довольны и происходит самолюбование – «я прекрасна, полюбуйтесь на меня», а другие ужасно собой недовольны, поэтому будут делать все, чтобы измениться».
И какая бы внутренняя мотивация у человека ни была, исход все равно один – в попытке выделиться из толпы девушка будет использовать чрезмерное количество макияжа, причудливые наряды, татуировки, пирсинг и так далее. Притом некоторые модницы могут создавать образ, далекий от их истинной личности, – с помощью косметики и одежды можно убежать от себя и создать образ человека, которым не являешься, но очень хочешь быть.
Что толкает прекрасный пол на причудливые эксперименты со своей внешностью и почему многие дамы не довольны своим внешним видом? В первую очередь, как говорит Васильева, на людей большое влияние оказывают стереотипы, навязанные глянцевыми журналами и индустрией красоты: «Создается идеал со слоганом „Будь такой, как эта модель, и тогда у тебя все в жизни будет хорошо“. Не секрет, что большинство модельеров имеют нетрадиционную сексуальную ориентацию, поэтому тип фигуры моделей больше похож не на женский, а на мальчишеский. И это становится образцом для подражания, который тиражируется в СМИ и преподносится публике как эталон красоты. Девушки подражают, но в эталон вписаться не могут, начинают комплексовать, не любить себя, и у них возникают многие психологические проблемы».
Кроме того, девушки зачастую не учитывают, что макияж для подиума или фотосессии в журнал совершенно не подходит для повседневной жизни. Да и косметикой надо уметь пользоваться – недаром все-таки в арсенале любого модного дома толпы стилистов, визажистов и так далее.
Скажи, кто твой кумир
Помимо моделей существенное влияние на формирование вкуса и представления о прекрасном создают знаменитые люди. Ярким примером любительницы неординарных нарядов и броского макияжа является певица Lady Gaga, которая постоянно шокирует публику: то в мясо завернется, то на голову коробку наденет, а то и вовсе появится в одном нижнем белье.
Насмотревшись на эпатажную певицу, наряды которой вызывают и восторг, и порицание, но в любом случае не остаются незамеченными, поклонницы начинают подражать ее стилю. И если драные колготки, кожаные лифчики и полное отсутствие юбки уже перестали вызывать шок у людей и стали привычными элементами образа звезды, то появись обычная девушка в таком виде на улице, то ее тут же, как минимум, окрестят городской сумасшедшей.
Конечно, многое можно списать, например, на выкрутасы творческой личности – мол, люди искусства не от мира сего и им свойственно выделяться из толпы, проявляя таким образом свой потенциал и демонстрируя неординарный внутренний мир. В чем же грань между проявлением собственной творческой натуры и душевными терзаниями? По словам Васильевой, если у человека это просто способ самовыражения, то ему не нужна публика и оценка со стороны: он намарафетится, как его душе угодно, и будет просто разгуливать по своей квартире. Но если люди в таком виде выходят на улицу, снимаются и выставляют в социальных сетях ролики, значит, есть потребность в реакции публики.
«Даже если это человек искусства, то у него все равно неосознанная цель привлечь внимание. И тут проявляется не только самовыражение, но и вызов – „я не такой, как все”. Критерием нормальности является восприятие реальности, – рассказывает Васильева. – Например, если человек надевает на бал спортивный костюм, то возникает вопрос – это эпатаж или он не осознает реальность? То есть одно дело – интересно, необычно, вычурно одеваться, и совсем другое – не понимать требований. В последнем случае можно говорить о каких-то странностях, нарушениях или искажениях».
Точно указать возраст, когда человек чаще всего экспериментирует со своей внешностью, невозможно. Но психолог утверждает, что наиболее уязвимы люди от 17 до 25 лет. Если в подростковом возрасте происходит формирование «я-концепции», то люди постарше пытаются ответить уже не только на вопрос «кто я», но и «какой я». И тут начинаются эксперименты с внешним видом: смена цвета волос, метание из одного направления в другое и так далее. «Все это вызвано внутренними противоречиями и желанием понять, кто я и какой я, – говорит Васильева. – Таким образом, молодой человек пытается определить, что он за личность и что из себя представляет».
Яблоко упало далеко
Как же помочь человеку, если вы видите, что своими экспериментами с внешностью он только портит себя? Запреты, скандалы и попытки в приказном порядке достучаться до экспериментатора не дадут никаких явных результатов.
Если дело касается ребенка, то Васильева советует обеспокоенным родителям попытаться наладить контакт со своим отпрыском и в некоторых случаях позволить себя проявить: «Имеет большое значение контакт между родителями и ребенком. Если он есть, то можно попытаться уговорить. Если уговоры не действуют, то стоит позволить ребенку этот эксперимент, чтобы он мог увидеть и оценить себя в другом образе. Например, те же волосы отрастут. Конечно, есть критичность с татуировками, потому что их почти невозможно потом вывести. Но и тут можно найти компромисс – сделать временную татуировку».
К сожалению, личный пример родителей в этом вопросе не только не поможет, но и может стать причиной, по которой ребенок ринется в самые безумные эксперименты с внешним видом. Взять хотя бы знаменитую российскую актрису Елену Яковлеву, сын которой шокировал общественность, украсив почти 90 процентов своего тела татуировками.
«Нельзя сказать, что это закономерность, но дети очень часто идут от противного. Для того чтобы ребенок почувствовал себя взрослым и успешным, ему важно в чем-то быть лучше и успешнее родителя, – поясняет Васильева. – Если, например, родители очень умные, образованные, интеллигентные, то ребенок чувствует, что не может с ними в этом потягаться, сколько бы ни старался. А потребность превзойти их хоть в чем-то существует, и тогда «правильных» родителей легче всего переплюнуть в чем-то негативном – сделать татуировку, уйти в эмо-культуру и так далее».
В случае с кумирами психолог рекомендует обращать внимание ребенка (или взрослого, если он подвержен подражанию известным людям) не на внешнюю атрибутику, а на качества, которые привели знаменитость к успеху: «Иногда наличие у человека кумира может быть весьма полезным. Например, спортсмен вдохновляет своего поклонника на самосовершенствование, занятия спортом и призывает следить за своим здоровьем. Если говорить об эпатажных артистах, то стоит фиксировать внимание ребенка не на внешнем виде, а на работоспособности – «Посмотри, как она пашет!». Та же Lady Gaga на одних костюмах из мяса карьеру не сделала бы».
Что касается взрослых людей, то тут главное – найти первопричину таких стремлений к эпатажу и необычным экспериментам с внешностью. «Моя супруга после рождения ребенка как с цепи сорвалась – броский макияж, вычурные наряды. Слава богу, так она наряжается не каждый день, но если куда-то идем, то она будто себе цель ставит, чтобы при ее появлении все в осадок выпали. И не всегда реакция других людей положительная, а ее, похоже, мало волнует чье-либо мнение», – жалуется Игорь.
Внимание, только внимание
Васильева считает, что и тут дело в элементарной нехватке внимания и отсутствии возможностей самореализации: «Может, она сидит дома одна с ребенком и никуда не выходит. А потребность себя проявить есть, и она воплощается в ярких нарядах. Когда ребенок подрастет, она будет больше социализирована, выйдет на работу и проблема сама собой уйдет. Надо следить за тем, как это будет развиваться в динамике и будет ли как-то негативно воздействовать на ее жизнь».
Таким образом, в каждой ситуации надо искать индивидуальный подход и попытаться понять, какая у человека мотивация, что им движет. «Есть какая-то потребность, которую человек таким способом удовлетворяет, – говорит Васильева. – Она может быть скрытой, и человек сам о ней не догадывается, просто что-то внутри заставляет его так поступать. Важно это исследовать и найти ту неудовлетворенную потребность».
Американская актриса и певица Майли Сайрус, пожалуй, один из самых ярких примеров резкой смены имиджа: из миловидной девушки она превратилась в скандальную и вульгарную особу. Сайрус кардинально сменила прическу, макияж и гардероб: шикарные длинные локоны заменил «ежик» с выбритыми висками, косметика – только агрессивных цветов, а из нарядов – исключительно латексные топы, колготки в сеточку и откровенные декольте.
Причины таких перемен оказались в желании Майли доказать всему миру, что она давно переросла героиню сериала, сделавшего ее популярной, и готова двигаться дальше. Сайрус удалось добиться своего – явно уже никто не воспринимает ее как милую девушку из сериала «Ханна Монтана».
Две стороны медали
Но если смена имиджа Сайрус вполне понятна (ею движет пиар и стремление к мировой славе, пусть даже и в образе распущенной бунтарки), то что толкает на эпатаж обычных девушек? Ольга Васильева утверждает, что в психологическом смысле негативное внимание лучше, чем игнорирование: «Например, ребенок нуждается в позитивном поддерживании – он хочет, чтобы к нему хорошо относились. Но если он не получает позитивного, то будет делать все, чтобы на него хотя бы обратили внимание, например, начинает шкодить, чтобы его наказали. То есть для него негативное внимание лучше, чем игнорирование. Взрослые делают то же самое. Если человека игнорируют, не обращают внимания на его успехи, достижения или он просто не чувствует себя уверенно, он неосознанно будет рад и негативному вниманию. Логика такая: пускай это будет позор, но зато меня заметят, обо мне будут говорить».
В противовес девушкам, которые наносят яркий макияж и выбирают шокирующие одеяния, есть представительницы прекрасного пола, которые одеваются невзрачно, предпочитая, например, балахоны а-ля Пугачева. Чаще всего это тоже может свидетельствовать о психологической проблеме. «Возможно, здесь имеет место страх проявить свою сексуальность, индивидуальность… Женщине страшно, что ее заметят, она не знает, что с этим делать, – поясняет Васильева. – Это все равно неуверенность в себе, выраженная противоположным способом. Она делает все, чтобы ее не замечали, но внутри проблема почти та же самая. Человек находит разные способы решения – один делает все, чтобы его заметили, а другой машет на все рукой, поскольку думает, что все равно ничего ему не поможет и нет смысла пытаться».
Но, конечно, при виде безвкусно одетого человека не стоит сразу ставить ему диагноз. Во-первых, отсутствие вкуса и необходимого опыта никто не отменял. А во-вторых, о наличии психологической проблемы говорит только попытка убежать от реальности с помощью нарядов, макияжа и другой атрибутики (и тут не важно, красиво это смотрится или нет). Если же человек комфортно и счастливо себя чувствует даже в самом безумном наряде, то это его право. И, в конце концов, о вкусах не спорят – что для одного кошмарный наряд, в котором он даже и мусор бы не вынес, то для другого может быть эталоном стиля.