Власть № 4. Davajte žitj družno и другие ужасы русскоимперского идентитета

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Глядя на патриотов вроде Марта Хельме, вспоминаешь песню «Аквариума» про человека, который вечно настороже: «Какая странная тень слева из-за спины, / Зловещий шум лифта, новая фаза войны; / Он спит в носках, он ждет выстрелов с той стороны...»
Глядя на патриотов вроде Марта Хельме, вспоминаешь песню «Аквариума» про человека, который вечно настороже: «Какая странная тень слева из-за спины, / Зловещий шум лифта, новая фаза войны; / Он спит в носках, он ждет выстрелов с той стороны...» Фото: Эрик Прозес

На этой неделе эстонские СМИ следили за крахом рейтинга реформистов и волнениями по поводу евроиммигрантов, и о русских, само собой, не забывали.

В Eesti Ekspress журналист Прийт Хыбемяги признаётся, что видит в российском мультсериале «Маша и Медведь» «оружие идеологической диверсии». Книга-пазл «Маша и Медведь» занимает восьмое место в рейтинге популярности книжного магазина Rahva Raamat, и это автора удивило, хотя популярность детских книг в целом для него – хороший знак. Вот и на первом месте у нас – «Карнавал и картофельный салат» Андруса Кивиряхка, «так сказать, новая “Какашка и весна”» – есть чему радоваться!

Однако, пишет Хыбемяги, «я не могу избавиться от мысли, что Маша и медведь на деле представляют “мягкую” силу РФ, что это гибридная форма незаметно просачивающейся идеологической диверсии, “зеленые человечки” без пятиконечных звезд и красных флагов. Современный визуальный вариант “Davajte žitj družno”, и я не имею ничего против дружной жизни, если она основана на взаимном согласии. Пока что я не нашел в сюжетах мультсериала мировоззрения, которое контрабандой втюхивают зрителям кремлевские идеологи. Но я знаю, что мое подсознание работает над этим и оповестит меня, как только на экране появится что-то подозрительное».

С другой стороны, пишет Хыбемяги, «что за жизнь была у моего поколения, если она понуждает искать идеологические диверсии даже в детских мультиках?». И правда. Жаль, до этой очевидной мысли доходят не все.

На помощь, среди нас живут русские!

В связи с намерением ЕС прислать нам беженцев из Африки в СМИ появляется немало материалов на тему ксенофобии, обсасывающих проблему с разных точек зрения: «До Эстонии докатилась американская культурная война» Вахура Кооритса (Eesti Päevaleht), «На чужой свадьбе» Тийны Йыгеда (Eesti Ekspress), «На помощь, к нам идут люди с другим цветом кожи!» Тоомаса Рандло (Postimees). Авторы почти как один выступают за толерантность, при этом объектами местной ксенофобии с их точки зрения являются исключительно геи и «цветные» мигранты.

В LP Eesti Päevaleht тот же Андрус Кивиряхк осуждает в своей колонке местную «крестьянскую мудрость», знаменитую талупоятаркус, если та проявляется в высказываниях типа «педикам жениться нельзя» и «если черный, сразу в дверь». Особенно гнетет писателя то, что не помогать мигрантам призывают правые радикалы, считающие себя христианами, в то время как христианство – это вера, которая требует милосердия к страждущим (автор вспоминает милосердного самаритянина и св. Мартина, отдавшего бедняку половину своего плаща).

На эдаком фоне лидер национал-консерваторов Март Хельме опубликовал в Õhtuleht проникновенную статью «Миф о наших русских», проиллюстрированную фотографией Бронзового солдата, перед которым лежит горка пожухших цветов. Начинает он так: «Когда в 2007 году памятник перевезли на кладбище, много говорилось об исторической памяти русских и необходимости ее уважать. Чтобы выразить уважение Эстонии к этой памяти, 9 мая к памятнику поспешили с цветами тогдашние министр обороны Яак Аавиксоо и министр по делам национальностей Урве Пало. Ни понимания, ни уважения со стороны русских они не снискали – ни лично, ни как представители государства». А что, после апреля 2007-го кто-то всерьез надеялся отделаться цветами?

Автор, однако, уверен, что причина глубже: «Уже тогда дело было не в исторической памяти в нашем (семейства Хельме? – Н.К.) понимании, когда главное – это военные потери и перенесенные страдания, а в восприятии русскими себя как имперского народа, который жаждет реванша, ждет его и на него надеется». Не больше и не меньше. Надо думать, во всем этом русские признались, когда лежали на кушетке в кабинете доктора Хельме, психоаналитика, рядом с которым Фрейд – тьфу!

Дальше – обычная националистическая бодяга: русские-де хотели реванша с 1991 года, и в Путине мы видим нового великого вождя а-ля Иван Грозный, Петр Первый и Иосиф Сталин, спасителя отечества, «мессию, который выведет мир из новой смуты». Русские – в принципе имперский народ, в отличие от эстонцев, «консервативных материалистов», которые видят мир «прежде всего через водяные знаки купюры». Лозунг русских – «umeretj, tak s muzõkoi» (поняли?), и Путин предлагает нам такую возможность.

И не надо думать, пишет Хельме, что второе-третье поколение русских, «живущих среди нас», считают Эстонию своей родиной. «Фатальное заблуждение! Для большинства русских и в пятом поколении Эстония полноценной родиной не будет». Ну, если ансипы и хельме будут делать для этого все возможное и невозможное...

Входит волосатая рука Кремля

Органчик в голове испуганного Путиным националиста продолжает играть свое, заветное: для эстонских русских родина – Российская империя, Эстонию мы желаем вернуть в имперское лоно, оттого и несем цветы к Бронзовому солдату, а «почитание дедушек-бабушек и героев войны» – это нюансы и частности. И русский язык – «инструмент сохранения имперского идентитета». Ничто русских не изменит, и выход один: надо, чтоб мы боялись эстонцев. Как именно нас надо запугивать, автор не уточняет, но – всем же ясно, что делать с людьми, которые врагами Эстонии были, есть и будут? Ясно. То-овсь! Пли!!!

В той же газете Хельме отвечает советник правительства по психзащите Ильмар Рааг, и его статья называется «Реальность наших русских». Рааг участвовал в военных учениях «Еж» вместе с русскими кайтселийтчиками из Нарвы, носящими эстонский триколор на рукаве. Прочитав статью Хельме, Рааг пришел в замешательство: «Может, надо сорвать сине-черно-белый флаг с моих русских братьев по оружию и заменить его георгиевской ленточкой, потому что она, по нашим представлениям, лучше подходит русским?»

Хотя Рааг и понимает, почему «состоящая в основном из иммигрантов русская община пугает Марта Хельме», он находит в его статье две большие ошибки. Первая – отсутствие фактов. Даже в «бронзовые ночи» буйствовали только 3000 человек, отмечает Рааг, а ведь только в Ласнамяэ русских сто тысяч! «Что делали остальные?» Неужели поддерживали перенос памятника?

Автор делит нас на три группы:

1) те, кто за независимую и демократическую Эстонию. Таких 50 процентов. Проблемы этой группы схожи с проблемами эстонцев, но эстонцы могут этого не понимать: «Когда эстонцам не нравится повышение акциза, это недовольство народа правительством, когда то же самое не нравится русским, говорят, что они – волосатая рука Кремля»;

2) безразличные русские. Таких 20-35 процентов, и политика их не интересует – в отличие от работы, любви и нормальной жизни. Эти будут лояльны властям, которые обеспечат экономическую стабильность (осталось, уважаемый Ильмар, найти такие власти!);

3) оставшиеся 15-30 процентов, надо думать, Эстонии враждебны: это пенсионеры, прожившие жизнь в СССР, молодые интеллектуалы, разочаровавшиеся в эстонском государстве, и патологические великорусские империалисты, но последние – в меньшинстве.

Меньшинство, отмечает Рааг, тоже может поставить страну на уши, вспомним хоть Брейвика. Хуже другое: Хельме делает все, чтобы в следующую «бронзовую ночь» на улицы вышли не 3000 русских, а куда больше. Отчего бы не дружить с дружелюбными русскими? А еще у нас свобода убеждений, и «георгиевские ленточки нас беспокоить не должны» – в отличие от насилия и агрессивной риторики, «того, за что государство наказывает людей любой национальности».

Вот интересно, «Миф о наших русских» – это не агрессивная риторика? Дорогие сотрудники КаПо (я знаю, вы читаете эту статью), может, стоит наказать Хельме за разжигание национальной розни? Во благо Эстонии, а?

Наверх