Паровоз остался лишь символом

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Не каждый, кто без компьютера не мыслит своей жизни, может научиться разрабатывать и тестировать программное обеспечение.
Не каждый, кто без компьютера не мыслит своей жизни, может научиться разрабатывать и тестировать программное обеспечение. Фото: Альберт Труувяэрт

Таллиннская транспортная школа отмечает в этом году свое 135-летие. В здании царских времен обучают самым современным навыкам работы.

Таллиннскую транспортную школу (ТТШ)  жители столицы отличают по старинному чешскому паровозу, стоящему на вечном приколе в ее дворе. Но машинистов – водителей локомотивов здесь уже не готовят, теперь здесь «рулят» инфотехнологии. Об этом нам рассказывает Альберт Вескильт, выпускник  этого старейшего в Таллинне профтеха, а ныне директор по учебной части, отдавший ТТШ более тридцати лет своей жизни.

Песок и компьютеры

Мы идем по светлым коридорам и уютным аудиториям Транспортной школы. «Когда-то нам, ученикам, приходилось самим доводить до ума внутреннее обустройство этих зданий, – вспоминает Альберт. – Теперь, конечно, все выполняют профессионалы. Вот, к примеру, в этот зал мы вскоре завезем самые современные подъемники, чтобы ребята могли овладеть навыками работы с ними уже в стенах школы. А когда-то здесь была автомастерская, которую мы своими руками ремонтировали».

Мы идем дальше, к учебному складу школы. Он во всем похож на настоящий: электронные весы, полки, заставленные коробками, бутылками и прочими «артикулами».  Правда, содержимое во всех одно – песок. «Мы организуем специальные акции по сбору всякой упаковки и затем заполняем ее песком, чтобы склад выглядел, как настоящий, и ребята могли бы здесь получать практические навыки работы. Песка приходится заказывать много», – рассказывает завуч.

В этом году школа отмечает свое 135-летие: в мае 1866 года началось строительство железной дороги, связывающей эстонскую столицу с Петербургом, для нее были нужны квалифицированные кадры, поэтому уже в 1880 году в этих самых стенах была открыта Техническая школа. « В советское время был пристроен новый корпус, но в старинном здании учиться лучше: летом не жарко, а зимой теплее», – говорит Альберт. Затем мы осматривает учебные классы. Повсюду компьютеры. И это неудивительно, поскольку сейчас основные специальности транспортной школы  – логистика и информационно-коммуникационные технологии.

Развивающаяся отрасль экономики

В Эстонии построено много логистических центров, где используются склады с новейшей техникой и современной организацией складских процессов. Поэтому нужны специалисты, умеющие  работать с клиентами и владеющие навыками приема, хранения и комплектации товаров и посылок. «Современные складские хозяйства – предприятия почти безлюдные, – рассказывает Вескильт. – Физической работы здесь уже не требуется: все компьютеризировано. Даже подъемники сейчас имеют встроенный компьютер со специальными производственными программами». Поэтому инфотехнологические системы в области логистики – быстро развивающаяся отрасль, нуждающаяся в специалистах. Их, а также разработчиков программного обеспечения готовят в столичной транспортной школе.

Уже с 15 июня  Таллиннская транспортная школа начинает прием абитуриентов на новый учебный год. «В школе идет параллельное обучение на эстонском и русском языках, есть группы русско-язычные и эстоноязычные. На русском языке мы предлагаем те же специальности, что и на государственном, – рассказывает мой собеседник. – На базе основной школы здесь можно получить профессии организатора перевозок, ассистента логиста и кладовщика. Обучение длится три года. На базе средней школы – те же специальности, просто программа обучения короче, в зависимости от специальности – год-полтора. С 1 сентября хотим открыть новый квалификационный – пятый – уровень по специальности «логист», который будет охватывать все необходимое для специалиста этой области: и логистику, и организацию перевозок, и складское хозяйство».

Инфотехнологи  могут учиться здесь по специальностям «разработчик программного обеспечения» и «специалист IT-систем логистики»:   три года – после девяти классов школы и два года – со средним образованием. Вторая специальность – также новинка будущего учебного года.

Сложно, но можно

В Таллинне это единственное в данной области учебное заведение. В среднем за год оно готовит 530 специалистов в области логистики и еще 320  специалистов-инфотехнологов.

И все же, логист и специалист по складскому хозяйству – не те специальности, о которых мечтают с детства. Почему молодые люди выбирают их, что их привлекает?

«Самая большая реклама – сарафанное радио, то есть информация от ученика к ученику, – объясняет Вескильт. – Родители сейчас особо не вмешиваются в процесс выбора профессии. Что привлекает? Наверное, работа с техникой. При этом я хотел бы обратить внимание ребят на то, что инфотехнология – трудная специальность, при выборе которой важно не переоценить своих сил и способностей. Часто ребята считают: если я хороший пользователь компьютера, значит, учеба будет легкой.  На самом деле им приходится осваивать и разрабатывать совершенно специфические  компьютерные программы, а это значит  –много математики, физики, программирования».

Возраст ученика для преподавателя не важен. «Были случаи, когда у нас учились практики «за пятьдесят», которым нужен не только диплом, но и современные компьютерные знания, – вспоминает завуч. –  Так, один мужчина долго не решался прийти на учебу, но в итоге  все же получил диплом  по логистике, а затем продолжил учебу на  инфотехнологии. Конечно, времени у него это заняло больше, чем у молодых. Но он усердно занимался и в школе, и дома. Преподаватели идут таким ученикам навстречу, обеспечивают максимальную поддержку».

Практика, перетекающая в трудовой договор

Главной проблемой Альберт Вескильт считает плохую дисциплину у некоторых учащихся. «Если  ребята начинают пропускать занятия, то  профессии им не видать: полуспециалист работодателям не нужен! Именно из-за этого каждый четвертый-пятый все же бросает учебу, – говорит он. – То же происходит и на производственной практике: есть ребята, которым как-то трудно понять, что детство закончилось, что на работу нужно приходить к началу рабочего дня, а не так, как получится».

Однако у  большинства  учеников Таллиннской транспортной школы место практики обычно становится и первым в жизни местом работы: проработав  два месяца,  они уже обычно заключают трудовой договор. Ребята, владеющие эстонским  и русским языками, весьма  конкурентоспособны в Эстонии. «Рядом Россия – об этом не стоит забывать. Раньше почти каждый день нам звонили работодатели, просили посоветовать  русскоязычных шоферов-дальнобойщиков. Сейчас уже, конечно, реже – в связи с кризисом в отношениях между Европой и Россией. Но ведь такое положение не вечно будет продолжаться!» – надеется Альберт.

Ключевые слова

Наверх