Председатель совета Силламяэского порта Тийт Вяхи, ежегодно посещающий Международный железнодорожный бизнес-фирум в южной столице России, подвел итоги сочинских встреч. Крупный предприниматель рассказал, почему он ездит в Россию, несмотря на то, что наши страны повернуты друг к другу спиной.
Вяхи: пока мы готовимся к войне, инвесторы в Эстонию не придут
Если посмотреть на проблему отношений Эстонии и России в общем, то, лишь слегка утрируя, можно сказать, что отношений нет вовсе. Как вы думаете, следует ли что-то делать для «разморозки»?
Я лично считаю, что с соседями надо иметь хорошие отношения. И, конечно, нам нужны встречи на высшем уровне. Я сейчас не вижу возможности таких встреч в течение ближайших полутора-двух лет, потому что не замечаю ни у одного топ-политика Эстонии желания встретиться с премьер-министром РФ Медведевым или с кем-то еще. А когда нет желания, тогда и не будет никаких встреч.
И второй вопрос заключается в том, что на данный момент в Эстонии слишком много истерии по поводу войны. Наш президент сообщает о том, что Россия захватит нас в течение четырех часов. Потом натовский генерал говорит, что НАТО сможет отбить Балтийские государства в течение двух-трех дней. Разве могут в такой атмосфере прий-
ти к нам инвесторы с Запада и из России, если мы готовимся к войне? Нет смысла приходить. Когда идет война, никто не будет строить, придется подождать, пока война закончится. В этом и заключается вся суть вопроса.
Иностранные инвесторы сейчас к нам не спешат, и это я знаю наверняка, так как много раз встречался с ними в Бельгии и Голландии. Они говорят, что только не сейчас, что в будущем появятся хорошие перспективы. Но будущее начинается уже сейчас. Сегодня мы ликвидируем свое будущее, потому что в российских портах теперь созданы все возможности и туда уже пришли наши потенциальные инвесторы из Германии и других стран, которые могли бы быть в наших портах.
Военная истерия противоречит интересам государства и всех жителей Эстонии, потому что наша конституция говорит, что политики должны бороться за интересы народа и государства, а сейчас эта задача не выполняется.
На форуме в Сочи глава РЖД Владимир Якунин выразил мнение, что никакого кризиса в сотрудничестве железных дорог Балтийских стран и России нет. По-вашему, это так?
В принципе, можно сказать, что кризиса в балтийско-российском экономическом сотрудничестве нет, потому что товарные поезда идут. Но объемы перевозок падают. Тут стоит задать вопрос: «Почему падают?» А происходит это, наверное, по двум причинам.
Первая – политическая. Транзит требует нормальных межгосударственных отношений и двухсторонних встреч. Сегодня между эстонскими и российскими политиками высшего ранга встреч нет уже несколько лет. А если нет встреч, то нет и возможности обсуждать и решать проблемы.
И во-вторых, в течение последних 15 лет Россия построила свои порты в этом регионе – в Усть-Луге. Сейчас происходит расширение большого Петербургского порта, открываются Высоцк и Приморск. Экономически эстонские порты теперь России не слишком-то нужны.
В Латвии, в отличие от Эстонии, объемы грузоперевозок понемногу растут. Что латыши делают по-другому?
Различия существуют между всеми тремя Балтийскими странами. Если посмотреть на Литву, то через нее в основном идут белорусские грузы. И там нет политического запрета со стороны государства. Что касается Латвии, то я замечал, много раз бывая на международных бизнес-форумах, вроде «ТрансРоссия» или «1520», что латвийские политики всегда в них участвовали, и не просто так, а активно.
Что касается Эстонии, то на уровне политиков наша страна на этих встречах вообще не представлена. Например, на недавно прошедшем форуме в Сочи основным спонсором была Латвийская железная дорога, на трибуну вышел глава ЛЖД Угис Магонис, выступивший в основной панели. Более того, латвийские певцы и музыканты организовали концерт для всех участников форума. Все это создает позитивную атмосферу. Мы же этим вопросом не занимаемся, у нас отсутствует позитивная атмосфера, Эстония и Россия повернуты друг к другу спиной. А в таком случае никакого диалога вести невозможно.