Алена Суржикова: спасти человека

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy

Для режиссера-документалиста Алены Суржиковой проблема войны в Сирии и прибывающих в Европу беженцев приобрела очень личное измерение – ее товарищ студенческих времен потерял в войне все, кроме желания снимать честное кино.

В новостях каждый день появляются все новые мнения по поводу того, должны ли мы принимать беженцев или нет. Если должны, то как и сколько.

Наверно, не существует психически здорового человека, который хотел бы войны. Все хотят мира, и я тоже хочу мира. Но как остановить этот поток ненависти и эту войну, которую разжигают вокруг нас, разжигают ненавистью друг к другу? Остановить ненависть может только любовь. Война невозможна там, где люди любят.

Когда в 2006 году я поступила учиться в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, я никак не ожидала, что моими соседями по общежитию будут сирийские студенты. На удивление быстро мы нашли общий язык.

В 2006-2008 годы многие фильмы сирийских студентов были на тему о том, что их считают террористами, хотя они просто люди, которые занимаются земледелием, животноводством и т.д. Мой однокашник Каис Аль Хаджор очень хотел поскорее

уехать из России, вернуться назад в родную Сирию. В России сирийцы держались всегда вместе. К сожалению, частые нападения скинхедов, ненависть к «понаехавшим», избиения людей с другим цветом кожи там случались довольно часто.

Каис был настоящим патриотом своей страны, после каникул всей группе привозил подарки: платки, сладости, фрукты. А еще с каникул Каис всегда приезжал с материалом для нового фильма. Он делал хорошее кино.

После окончания учебы Каис снимал войну в Сирии четыре года. Мы связывались по скайпу, он говорил о том, как страшно терять свой дом, своих родных, спрашивал, что говорят у нас про Сирию? А этой зимой Каис написал, что его дом разбомблен, что война уничтожает все, что все бегут, что его отца и дядю убили, что всех, кто снимает войну, убивают, что все бояться. У него трое детей. Он просил помочь ему сделать визу.

Я написала письмо в посольство Эстонии в Турции, чтобы ему, а также его младшему брату сделали эстонскую визу, мы были готовы взять его на работу режиссером. Но война решает за нас. Доехать до Анкары Каису не удалось.

И вот новые и новые письма, звонки и сообщения в скайпе, крики о помощи из турецкого лагеря для беженцев. На мой вопрос о том, что я могу сделать, долго не было прямого ответа. Каис говорил, что у него есть большой архив съемок войны в Сирии, что мы сможем сделать серьезный фильм, но это потом, а сейчас надо спастись.

Последний раз Каис вышел на связь два дня назад. Он сказал, что на лодке добрался до острова Кос в Греции, что надо бежать в Швецию, что там есть надежда получить документы, тогда можно будет перевезти семью. «Помоги мне, Аленка, надо камеру, тут идет живая торговля людьми. Я плыл в одной куртке, без вещей, без ничего. Мы легко могли утонуть. Мафия переправляет людей, но это хотя бы шанс выжить или начать жить. Это надо снимать. Об этом надо говорить. У меня нет документов. Тут есть один друг, у него есть паспорт и виза. Переведи ему деньги через Western Union, я куплю камеру, буду все снимать, ты будешь продюсером этого фильма».

Шведы помогали эстонцам, бежавшим на лодках через залив от войны, теперь они так же помогают другим беженцам. Я не знаю, купит ли Каис камеру или просто будет жить на эти 300 евро, которые он просил у меня, но когда человек бежит от войны, ему надо помогать.

Помню, как в книгах Ремарка героям помогали мало знакомые люди, а те, на кого надеялись, никак не реагировали. У меня оказалось два фильма Каиса студенческих времен. Посмотрев эти фильмы, ты понимаешь, как сильно человек любит свою родину, которую сегодня стирают с лица земли.

Если вы хотите помочь человеку, который много лет ждал, что война на его родине в Сирии закончится, который до последнего не хотел уезжать, потому что у него дом, родные и корни в Сирии, у вас есть такая возможность – деньги можно перевести на счет ALJONA SURŽIKOVA EE822200001106346476 с пояснением Kais.

Я верю, что у нас в стране, есть люди, готовые помогать бегущим от войны. Я верю, что я не одна. Я верю, что любовь к людям, к миру и к созиданию победит ненависть и неприятие.

Наверх