Пожар в Силламяэ заставил задуматься

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Густой дым, валивший с территории предприятия, вызвал у десятков горожан боль в горле.
Густой дым, валивший с территории предприятия, вызвал у десятков горожан боль в горле. Фото: Матти Кямяря/Põhjarannik

Пожар с угрозой химического заражения на заводе редкоземельных металлов Molycorp Silmet AS в Силламяэ, тушение которого объединенными усилиями спасательных команд трех уездов заняло 11 часов, полностью ликвидирован.

Ни среди спасателей, ни среди жителей города серьезно пострадавших нет. Однако тревогу вызывает тот факт, что многие жители узнали об опасной ситуации лишь через час-полтора после начала пожара, и не через официальные источники, а благодаря «сарафанному радио».

Пострадавшие звонили весь день

Как сообщил в среду вечером Центр информации об отравлениях, звонки от жителей Силламяэ поступали в течение всего дня, но серьезных случаев не было: люди жаловались в основном на боли в горле. Многие обращались целыми семьями. Статистику звонков центр выдает только раз в сутки – по утрам. К утру среды поступило в общей сложности уже 40 звонков. Людям было рекомендовано оставаться дома и в случае ухудшения самочувствия обращаться к врачу.

Депутат силламяэского горсобрания Гульнара Сидоренко рассказала «Postimees на русском языке», что вчера через час после начала пожара на заводе Molycorp на улицах гуляли дети и шли по своим делам прохожие: «Я сама узнала о пожаре случайно – открыла дверь на балкон и почувствовала удушливый запах. Тогда я позвонила нашему мэру Тынису Кальбергу, и он объяснил, что начался пожар и информация об этом вот-вот появится на городском сайте. Это было в 16.43 (сигнал о пожаре спасатели получили в 15.45 – прим. И.Т.). Я спросила, почему люди до сих пор не в курсе, и мэр ответил, что сейчас как раз идет оповещение населения».

О том, что из-за угрозы химического заражения нельзя выходить на улицу, силла­мяэсцев оповещали через громкоговорители разъезжавшие по улицам на машинах полицейские. На двух местных порталах горожане вчера по-разному комментировали ситуацию: одни слышали оповещение, другие с возмущением утверждали, что узнали о пожаре только благодаря Интернету через полтора часа после его начала.

Сидоренко рассказала, что еще в 2010 году в связи с расширением Силламяэского порта и появлением на его территории целого ряда опасных производств силламяэская общественность начала бить тревогу по поводу того, что город не готов к экстренным ситуациям и не имеет нормальной системы оповещения. Активисты из гражданского объединения по защите местной экологии организовали семинар, целью которого было выявить факторы риска, связанные с деятельностью предприятий повышенной опасности в Силламяэ, и поднять вопрос о необходимости согласованных действий предприятий, спасателей и гор­управы в случае ЧП.

К сожалению, эта инициатива не получила продолжения. В последний раз эту тему активисты поднимали нынешней весной, когда в городе обсуждали планы строительства в порту нового нефтеперерабатывающего завода.

«У нас на весь город даже нет  простого гудка, чтобы оповестить людей об опасности, не говоря уже о специальных убежищах и четком сценарии действий», – отметила Сидоренко.

Мэр Силламяэ Тынис Кальберг сказал газете, что не согласен с мнением депутата: «В городе регулярно проводятся учебные тревоги, и все службы работали слаженно. Спасатели действовали оперативно – через полчаса после начала пожара они начали распространять информацию по всем общественным каналам, появилась она и на нашем городском сайте. Полицейские машины с рупорами ездили по всему городу. Сирену, которая имеется у  химического терминала BCT, было решено не включать, чтобы не вызвать паники, поскольку люди могли подумать, что произошла утечка аммиака».

Хелен Тамметс, пресс-секретарь Восточного спасательного центра, рассказала газете, что человек, позвонивший в центр тревоги, не представился (в рапорте он обозначен как «прохожий») и сообщил лишь, что видит на территории завода густой дым.

«Официального сигнала от представителей завода не поступило, хотя, когда спасатели приехали, все люди были на местах. Однако пока спасатели разобрались, в чем дело, и мы подготовили первое сообщение, которое немедленно, надо отдать должное, распространили все каналы СМИ, прошло полчаса. Конечно, нам еще предстоит детально обсудить все случившееся, но предварительно можно отметить, что в данной ситуации само предприятие повело себя довольно отстраненно, и это повлияло на скорость распространения информации», – пояснила Тамметс.

Пожарные отлично справились с работой

Согласно Закону об экстренных ситуациях ответственность за информирование населения несут совместно местное самоуправление, полиция, спасатели, Инспекция по охране окружающей среды и предприятие, где произошло ЧП. Председатель правления Molycorp Silmet AS Дэвид O'Брок категорически отверг предположение, что сообщение о пожаре исходило от случайного человека, а не от работника завода: «У нас закрытое предприятие и посторонний просто не мог попасть на территорию». Он пояснил, что в охваченном пожаром здании не было горючих химических веществ, горели лишь пластиковые бочки, в которых химикаты складировались.

На вопрос, почему пожар все же имел такие сокрушительные последствия, O'Брок ответил, что причин могло быть несколько: «Во-первых, пожарные почему-то не сразу приступили к тушению. К нам регулярно приезжают проводить учения, поэтому они точно знали, что находится в этом здании и насколько оно опасно». С другой стороны, он признал, что когда пожарные прибыли на место, пожар уже был довольно большим,  внутрь здания проникнуть было нельзя, плюс к этому пришлось ждать команды из Таллинна и Тарту. «Пожарные команды выполнили отлично работу, поэтому соседние здания не были затронуты», – отметил O'Брок.

«Молодцы, орден надо дать ребятам за такую работу», – пишут силламяэсцы о работе пожарных на местных порталах. В ходе операции по тушению пострадало шестеро спасателей, двое сразу же были отправлены на домашнее лечение, а остальные продолжали работать. Причины пожара и ущерб, нанесенный окружающей среде, выясняются.

Наверх