Ни интернет-пользователи, ни правообладатели не довольны действующим законодательством в области защиты авторских прав. Первые в массовом порядке могут быть классифицированы как преступники, вторые продолжают недополучать деньги. Надо что-то менять, но что и как?
В Эстонии легко нарушить закон, и за это ничего не будет
Каюсь, ибо грешен я, дорогой читатель. Недавно не стерпел и нарушил решение Государственного суда ЭР, о чем и хочу поведать вам.
В начале сентября Госсуд оставил в силе 15-летний запрет на общественный показ отечественного фильма «Магнус» молодого режиссера Кадри Кыусаар. Таким образом, суд удовлетворил иск к создателям фильма, которые раскрыли в сценарии трагические подробности судьбы одного из жителей нашей страны, тем самым, по мнению истца, нарушив неприкосновенность частной жизни.
Суд разом запретил показ фильма в Эстонии, странах ЕС и других странах. Также было запрещено распространение фильма на DVD, в интернете и с помощью других носителей информации до 31 декабря 2025 года.
«Как же так? - внутренне возмутился я. - Как можно в демократической стране в XXIвеке положить фильм на полку? Это же не наш метод!»
Движимый любопытством, я решил проверить: может ли наш суд реально запретить распространение фильма в интернете, не говоря уже о третьих странах. (кажется фантастическим, что, если «Магнуса» продемонстрируют где-нибудь в Монголии, организаторов показа настигнет справедливая кара за содеянное от эстонских властей)
Потратив 30 секунд на поиски, – именно столько времени у меня отняло набрать «Magnustorrent» в окне поиска Google– я наткнулся на ссылку, по которой мне предлагалось скачать упомянутый фильм с английскими субтитрами. Естественно, что я скачал и с придыханием посмотрел запрещенный фильм. На утро я решил написать «явку с повинной» в Министерство юстиции, чтобы выяснить: насколько глубоко я вошел в противоречие с эстонским законодательством, и что мне за это будет.
Решение суда – это всего лишь решение суда
Из переписки с пресс-службой министерства выяснилось, что государство не контролирует исполнение решения суда в случаях, когда дело разбиралось в гражданском порядке. То есть формально привлечь меня к наказанию за то, что я устроил «публичный показ» запрещенного фильма для себя и своих друзей, не представляется возможным. Но это только пока…
У истца по этому делу есть право обратиться к судебному исполнителю. Материального ущерба своими действиями, как вы понимаете, я не причинил. Арестовать мои счета и имущество, соответственно, нельзя. Что же судебный исполнитель может сделать?
Судебный исполнитель может инициировать новое судебное разбирательство, а суд вынесет решение: обвинительное или оправдательное. В случае удовлетворения иска в пользу истца наказание будет назначено, скорее всего, в виде денежного штрафа.
Если же и после штрафа я буду злостно продолжать устраивать «публичные показы», и истец в очередном суде сумеет доказать мою вину, то тогда на меня могут наложить арест.
Сделать несколько кликов на компьютере – это все равно, что «чупа-чупс» пососать. Однако, приложив усилия, за это меня можно упечь в тюрьму! При всем уважении к чувствам истца по этому делу и к решению Государственного суда я не смог утаивать содеянное. Прежде всего, потому, что «Магнус» - хороший фильм, достойный зрительского внимания, а на его защиту уже встал ряд деятелей эстонской культуры.
Что объединяет «пиратов» и авторов?
Каюсь, ибо дважды грешен я, дорогой читатель. Скачав фильм «Магнус», тем самым я еще и нарушил авторское право его создателей. Отмечу, что тут я не одинок: скачивание пиратских фильмов и музыки, использование нелицензированного программного обеспечения – все это массовые явления, происходящие во всех странах мира. Давайте разберемся, как к этой проблеме относятся в Эстонии.
В ходе журналистского расследования выяснилось, что законодательство в области авторского права находится, прямо скажем, в тупике.
На сайте Эстонского общества авторов (ЭОА) опубликовано обращение к интернет-пользователям за подписью председателя правления ЭОА Микка Тарго и исполнительного директора ЭОА Калева Раттуса. В своем обращении они указывают, что время для принятия решений по проблеме «пиратства» безнадежно упущено.
«В результате сложилась следующая ситуация: практически всех, кто когда-либо сохранял у себя на компьютере музыку или фильмы, скачанные из интернета, можно заклеймить как правонарушителей, - говорится в обращении, - Однако такое положение не устраивает никого: ни авторов, ни людей, которые сохраняют их произведения»
Похожего взгляда на ситуацию придерживается и Эстонская партия пиратов. На сайте piraadipartei.eeв разделе «Основные положения партии» читаем следующее: «Нынешний закон об авторском праве устарел и не учитывает возможности современных цифровых медиа. Также он препятствует свободному распространению культуры и искусства, создает предпосылки для создания механизма контроля над обществом. Ограничение распространения цифровых произведений и наложение наказаний на нарушителей действующего закона об авторском праве приведет в итоге к тотальному отслеживанию потока информации в интернете, что, с точки зрения свободы личности, абсолютно неприемлемо».
В свою очередь, и ЭОА не хочет ограничивать право пользователя распространять цифровые произведения в интернете, однако авторы отстаивают право зарабатывать на своем творчестве.
«Нужно что-то предпринять, чтобы найти решение, которое бы давало людям возможность пользоваться произведениями в интернет-среде, и при этом авторы и правообладатели могли бы получать какую-нибудь плату за это», - отмечается в обращении ЭОА.
Авторы предлагают следующее: возложить обязанность по взысканию платы за скачивание и распространение цифровых произведений на провайдера, который включал бы ее в счет за пользование интернетом конечным потребителям.
Минус данной схемы состоит в том, что деньги сначала должны поступать в организацию, скажем, в то же Эстонское общество авторов, и впоследствии распределяться среди авторов. Технического решения, которое позволяло бы перечислять плату напрямую тому автору или правообладателю, произведение которого было использовано, просто не существует.
«Пираты» же не предлагают никаких решений по поводу того, как предоставить дополнительные возможности авторам и правообладателям зарабатывать дополнительные деньги в интернете.
Скачивать – можно, распространять – нет
По словам пресс-службы Департамента полиции и погранохраны, скачивание из интернета музыки и фильмов не является преступлением самим по себе. Но если впоследствии фильмы и музыку записывать на диски и перепродавать, то тогда это уже становится уголовно наказуемым деянием. Также нельзя загружать музыку и фильмы обратно в интернет, ибо это будет классифицировано как изготовление пиратских копий и их распространение (Пенитенциарный кодекс, статья 222, часть 1).
Особенно осторожными надо быть с т.н. системой обмена файлов при помощи bittorrent-клиентов, поскольку данная система подразумевает дальнейшую передачу скачиваемой информации на другие компьютеры. Полиция рекомендует воздержаться от данного способа скачивания информации на компьютер.
Полиция отмечает, что для выявления пиратской деятельности совершенно необязательно устраивать проверку на дому. Скачивая и распространяя информацию в интернете, пользователь оставляет следы, по которым полиция может решить: осуществляете ли вы незаконную деятельность или нет.
Проверкам может подвергнуться любое учреждение, и если будет выявлено, что в коммерческих целях используется нелицензированное программное обеспечение, то виновные будут наказаны в уголовном порядке. Максимальное наказание – тюремное заключение сроком до трех лет.
Полная версия статьи – в еженедельнике «МК-Эстония»