/nginx/o/2014/10/06/3409971t1hcb5a.jpg)
Горячая тема беженцев не сходит со страниц наших газет. Однако из первоначального «принимать – не принимать» она явно перетекает в плоскость «кого принимать». Позабавило мнение министра социальной защиты Маргуса Цахкна и лютеранской церкви о том, что Эстонии следует установить правила сортировки людей, предпочитая христиан, а также написанное в противовес этой позиции мнение журналиста Каарела Таранда о том, что брать нужно только образованные кадры. Желание сортировать людей вообще своеобразно характеризует человека, которому доверено одно из самых «человечных» министерств. Да и согласятся ли другие страны Европы с предложением: нам, в Эстонию, что получше, а вам уж – что осталось?
Боюсь, что вопрос это чисто риторический. И опять же, ну выберут наши представители беженцев с образованием, и что дальше? У людей с образованием и жизненные запросы выше. Что у нас будут делать инженеры и преподаватели, например, из Сирии? Кто-то возьмет их на работу по специальности? Увы, мы это уже проходили на примере недостаточно интегрированных. Или расчет только на то, что образованные не сядут на булыжник Ратушной площади с мисками для сбора мелочи?
Уж если подходить к вопросу так цинично, то брать нужно тех, кого мы рано или поздно сможем трудоустроить. В этом смысле показательно, что никак до сих пор по проблеме беженцев не высказалась Касса страхования от безработицы. А ведь к ней в конечном итоге обратятся новые иммигранты в поиске легальных средств к существованию. Какие иностранные работники нам нужны, каких специалистов не подготовить своими силами?
На днях на телеканале Deutsche Welle я видела сюжет на тему беженцев. Рациональные немцы стали обучать разным рабочим специальностям тех, кто находится в лагерях для перемещенных лиц. Обучать их, не владеющих ни государственным немецким, ни международным английским, трудно. Приходится просто показывать, как нужно пилить, строгать, работать на токарных станках и так далее. Беженцы, измученные долгим ожиданием и неизвестностью по поводу своей дальнейшей судьбы, охотно посещают занятия, поскольку это хоть как-то повышает их шансы на адаптацию на новой родине. У одного из них, как сказал преподаватель, обнаружился просто талант каменщика: все схватывает на лету. Представитель строительной фирмы тут же заявил: «Такие нам нужны!» Да и прикрепленный социальный работник тоже сказала, что у этого парня есть шансы остаться в Германии, он сможет зарабатывать себе на жизнь, даже плохо владея немецким.
Может быть, немецкий рецепт и нам пригодится?