Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Марина Кальюранд: русская, эстонская, железная

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марина Кальюранд
Марина Кальюранд Фото: Лийс Трейманн

Министром иностранных дел Эстонии на этой неделе была назначена опытный дипломат Марина Кальюранд, которая сменит на этом посту – после  скандальной отставки, связанной с банкротством Autorollo, – Кейт Пентус-Розиманнус.

Марину Кальюранд от ее предшественницы отличает большой опыт работы в дипломатических кругах и отсутствие скелетов в шкафу. Очевидно и то, что авторитетный специалист в области внешней политики будет делать акцент на дипломатии, а не на воинственных и непродуманных заявлениях. Похоже, что звезды удачно сошлись над неординарной женщиной с нетипичным для эстонского МИДа именем Марина.

Блестящая увертюра

Эта энергичная и оптимистичная дама с яркой харизмой без акцента говорит по-русски, имеет русские корни со стороны матери и латышские со стороны отца: в ней нет ни капли эстонской крови. Марина Кальюранд (в девичестве – Раевская) добилась блестящих высот на дипломатической службе, работала на противоположных полюсах геополитики – послом Эстонии в Москве и Вашингтоне (помимо этого еще в четырех странах – в Израиле, Казахстане, Мексике и Канаде). В России она возглавляла эстонскую дипмиссию в период «бронзового» кризиса, пройдя проверку на стойкость характера: российские организации  «Наши» и «Молодая гвардия» организовывали многочисленные акции, целью которых было добиться высылки эстонского посла из российской столицы.

Ее карьера наглядно демонстрирует тенденцию на усиление роли женщин в политике, и не исключено что Марина Кальюранд взлетит на доселе невиданную для наших дам высоту: ее называют одним из возможных кандидатов в президенты Эстонии. Кстати, проводником Марины Кальюранд во внешнюю политику в свое время стал президент Леннарт Мери, который в 1991 году, будучи тогда еще министром иностранных дел, пригласил ее на работу в МИД и, по сути, благословил на то, чтобы она занималась внешней политикой. Спустя двадцать с лишним лет Марина Кальюранд стала главой эстонской дипломатии.

Новоиспеченному министру 52 года, она получила юридическое образование в Тартуском университете и в Эстонской школе дипломатии (международное право), а затем защитила степень магистра по международному праву в университете Tufts в Бостоне. Kaльюранд принадлежит важная роль эксперта и переговорщика в процессе вывода российских войск из Эстонии в 1994 году, в определении эстонско-российской морской границы, а также при вступлении Эстонии в Евросоюз и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), именуемую в народе «Клубом богатых стран».

Впервые за последние годы столь важный министерский портфель доверен беспартийной на данный момент фигуре. Справедливости ради все же отметим, что высокий внешнеполитический пост Марина Кальюранд получила вкупе с предложением пополнить ряды реформистов. Новоиспеченный политик взяла время на раздумье, не исключив при этом, что вступит в Партию реформ.

Все уроки сделаны

Итак, знакомьтесь: новый министр иностранных дел Эстонии.

– Почему вы решились стать министром иностранных дел? Что побудило карьерного дипломата двигаться дальше теперь уже по политической карьерной лестнице?

– Решающим стал звонок премьер-министра. Он оказался первым политиком, который сумел мне объяснить, почему именно сегодня и в этом государстве я могу быть полезна в роли министра иностранных дел. Внешняя политика – это моя жизнь, моя работа, моя любовь и страсть. Это та сфера, которую я знаю досконально.

– Почему выбор премьера пал именно на Марину Кальюранд? На что же надеется глава кабмина?

– Спросите лучше у него. Полагаю, что он учел мой более чем двадцатилетний стаж в МИДе и работу послом в шести государствах.

– Вы первый глава МИДа с русскими корнями. Не помешает ли вам это на столь высоком посту? Ведь у кого-то может возникнуть ощущение, что вы «не свой» человек, и это может сослужить вам плохую службу.

– Ну, вы знаете, если в течение двадцати лет этот вопрос ни разу не поднимался, то, думаю, он никогда и не возникнет. К тому же я неоднократно говорила: «Да, я – русская, меня воспитала мама, русская по национальности, мы до сих пор дома говорим с ней по-русски!». Но я – гражданка Эстонии, патриотка Эстонии, эстонский дипломат и теперь уже – министр иностранных дел Эстонии.

– Русскоязычному населению Эстонии вы стали широко известны, когда были послом в Москве в памятный «бронзовый» период. Тогда в течение целой недели противники переноса памятника блокировали вам проезд в здание посольства и требовали вашей высылки из России. Какие уроки вы вынесли из прошлого?

– Я работала послом в шести государствах. События, о которых мы с вами говорим, длились всего неделю. Это была не самая легкая неделя в моей жизни, но я убеждена в своей правоте и в том, что стояла за правду и справедливость. Эта неделя – уже далекое прошлое, теперь я настроена на будущее. Все нужные уроки из работы послом во всех шести зарубежных странах я извлекла. Можно даже сказать, что все двадцать предыдущих лет я готовилась стать министром иностранных дел Эстонии.

Главное – цель

– По долгу службы вам снова придется взаимодействовать с Россией. Какой стиль общения с восточным соседом вы изберете теперь?

– Я и так постоянно встречаюсь с послом РФ в Эстонии и общаюсь с российскими дипломатами. Для меня в этом плане ничего не изменится, просто теперь я буду проводить переговоры в статусе министра иностранных дел. Вряд ли мой стиль изменится. Я довольно откровенный человек, и говорю иногда очень прямолинейно и не так дипломатично, как хотелось бы. При этом всегда стараюсь быть вежливой и держаться в рамках приличия, никогда не повышаю голос и всегда ищу компромисс, готова выслушать другую сторону, даже если я с ней не согласна, чтобы понять, почему же люди все-таки так думают. Надеюсь, что у меня будет возможность поговорить с министром иностранных дел России, и я обязательно это сделаю, если такой разговор пойдет на пользу нашим двусторонним отношениям! Независимо от того, касается это договора о границе или освобождения Эстона Кохвера.

– Готовы ли вы отправиться с визитом в Москву – на встречу с Сергеем Лавровым – ради пользы дела?

– Где и как встречаться – это не столь важно. Да, я готова поехать в Москву, готова встретиться с российским коллегой и в другом государстве, и в ООН. Самое важное – для чего эта встреча и какова ее цель.

– Недавно вы обмолвились, что не слышали от наших бизнесменов требований об отмене санкций. Означает ли это, что ваша нынешняя позиция по санкциям пересмотру не подлежит?

– Скажу так: вопрос санкций – намного более обширный, чем может показаться. Это вопрос не только эстонской внешней политики, но и политики всего Евросоюза. Санкции были введены с единственной целью: остановить агрессию России и восстановить независимость и территориальную целостность Украины. Здесь подразумевается также выполнение минских соглашений. И до тех пор, пока Россия не сделает шаги, направленные на выполнение данных соглашений и восстановление независимости Украины, я не вижу повода для отмены санкций.  

– Будете ли вы поднимать проблему пограничного договора, чтобы его наконец-таки удалось ратифицировать?

– Уверена, что пограничный договор не застопорился на мертвой точке. Правительство должно будет вновь представить все документы на ратификацию в парламент, где они когда-то уже были. Сейчас мы снова это сделаем. Надеюсь, что процесс пойдет и договоры о границе вступят в силу.

– Какие выводы можно было бы сделать после греческого прецедента? Эстонии снова придется поручаться за чужие долги?

– Думаю, что сейчас еще рано делать выводы. Переговоры в принципе закончены, но еще остались открытые вопросы. Не стоит бежать впереди паровоза, давайте будем просто пристально наблюдать за развитием ситуации. Предлагаю вернуться к этому вопросу, когда он будет рассматриваться в правительстве. Не станем спешить с обобщениями.

– Как скоро вы надеетесь вернуть домой задержанных в Индии эстонских судовых охранников?

– Естественно, я надеюсь вернуть эстонских граждан домой. Я занималась этим вопросом, будучи вице-канцлером МИДа, и продолжу им заниматься и дальше. Этот приоритетный вопрос будет находиться под моим личным контролем до тех пор, пока наши граждане не окажутся дома.

– В какую страну вы нанесете первый визит в качестве министра иностранных дел?

– Мой первый рабочий визит состоится в понедельник, 20 июля, в Брюссель, где соберутся министры иностранных дел Евросоюза. Но прежде всего я позвоню по телефону своим коллегам из Латвии, Литвы и Финляндии.

На службе не плачут

– И если можно, напоследок давайте поговорим о вашей семье и ваших русских корнях. Расскажите об этом поподробнее…

– Моя девичья фамилия – Раевская. Меня воспитала, как я уже сказала, русская мама, с которой мы общаемся на русском языке. Мы с мамой жили под Нарвой, всего в 12 км от нее, на самой границе с Россией – в деревне Комаровка. Воспитывая меня, мама всегда говорила, что раз мы живем в Эстонии, где ранее уже обосновались несколько поколений нашего рода, мы должны уважать эстонский народ, его культуру и язык. И для нас никогда не стоял вопрос, учить или не учить язык: я ходила в эстонские ясли, в эстонский детский сад и в эстонскую школу, а дома мы говорили по-русски, чтобы я выросла двуязычной девочкой. Конечно, теперь я очень благодарна за все это своей маме. Моя нынешняя фамилия Кальюранд – это фамилия мужа.

– У вас уже взрослые дети, дочь и сын. Расскажите о них.

– Моему сыну 23 года. Как раз в конце этой недели у него ожидается свадьба. В нашей семье появится еще одна госпожа Кальюранд, только помоложе. Сын учится на четвертом курсе ТТУ на инженера. Кстати, занимается спортом – он уже двукратный чемпион Эстонии по бадминтону! Его невеста тоже играет в бадминтон, и вообще получается, что в нашу семью можно попасть только через этот вид спорта.

Дочери 28 лет, она тоже раньше играла в бадминтон и была чемпионкой Эстонии в юношеском разряде. Вообще-то она дружит с ракеткой до сих пор, увлекается еще и большим теннисом, и настольным. В нашей семье спорт всегда пользовался популярностью. Я сама в свое время профессионально занималась бадминтоном, была чемпионкой Эстонии и в одиночном разряде, и в женской паре, и вместе с мужем в смешанном разряде. Правда, сейчас, собираясь с семьей на Хийумаа, мы все чаще предпочитаем диск-гольф – метание тарелок,  чтобы не лишать себя удовольствия общения друг с другом. В настоящее время дочь Кайза заканчивает магистратуру по психологии, а до этого она находилась вместе со мной в США, где получала образование в сфере криминальной психологии. И совсем недавно у нас произошло еще одно приятное событие. Дочка решила взять щенка, который стал новым членом нашей семьи.  

– Как вам удалось с годами не растерять приветливость и доброжелательность в общении с людьми?

– У меня такая натура. Ничего специально для сохранения оптимизма не делаю. Мне нравится общаться с людьми и улыбаться!

– Вы согласны с теми, кто называет вас эстонской железной леди?

– Иногда нравится. Хотя вообще-то я, как любая женщина, могу и всплакнуть. Раньше плакала, когда дети выступали в садике на концерте или оканчивали школу. А теперь наверняка придется прослезиться на свадьбе сына. Но когда я решаю профессиональные вопросы, то никогда не плачу и действительно могу быть железной.

Наверх