Эрик Гамзеев: требуются не лозунги, а реальные действия

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эрик Гамзеев
Эрик Гамзеев Фото: SCANPIX

Предстоящие масштабные сокращения работников на предприятиях Nitrofert и Eesti Energia не вызовут в Ида-Вирумаа беспорядков, но государству предстоит вместо лозунгов предпринять реальные шаги, чтобы помочь одному из наиболее уязвимых регионов Эстонии предотвратить резкий рост безработицы, считает Эрик Гамзеев, главный редактор газеты «Северное побережье».

Ида-Вирумаа не раз пришлось переживать непростые времена, когда уровень безработицы превышал 20 процентов. Как напоминание о том времени, во многих городах стоят полуразвалившиеся дома. Численность населения за 25 лет сократилась на треть.

Регион все же прошел закалку испытаниями, и уезд с его 150 000 жителей является одним из крупнейших в Эстонии, оказывая в немалой степени влияние на ситуацию во всем государстве. Электростанции, шахты, сланцевая промышленность – вот ключевые слова для Ида-Вирумаа. Если когда-то регион был известнее благодаря добыче и переработке сланца, а также работе «Кренгольмской мануфактуры» и других текстильных предприятий, теперь картина стала заметно многообразнее. Растущий удельный вес в экономике имеют, к примеру, логистика, туризм и сельское хозяйство.

Безусловно, закрытие столь крупного завода по производству удобрений, каким является Nitrofert, и сокращение 426 сотрудников – это тяжелый удар для работавших на предприятии людей. Особенно для тех семей, в которых на заводе трудились все взрослые члены. Соответственно, налоговые поступления города Кохтла-Ярве также сократятся.

О ситуации на Nitrofert можно было догадываться уже давно. Речь идет об исключительном в деловом масштабе Эстонии предприятии, где в течение шести лет (за исключением одного периода продолжительностью в восемь месяцев) ничего не производилось, но всем работникам выплачивалась зарплата, а государству – налоги. Работники этого предприятия с 50-летней историей превращали импортируемый природный газ, используя большой объем электроэнергии (Nitrofert годами являлся крупнейшим клиентом Eesti Energia), в аммониак и карбамид, которые по большей части шли на экспорт. Успешность бизнеса зависела прежде всего от того, насколько дешево удавалось купить газ и на каком уровне были цены на минеральные удобрения на мировом рынке.

Непосредственно перед остановкой производства в 2008 году Nitrofert показал блестящий коммерческий результат – при обороте в 1,5 миллиарда крон получил 800 миллионов чистой прибыли. Разумеется, такой рекорд был отмечен несколькими предпринимательскими наградами. Владельцу предприятия  – украинскому бизнесмену и миллиардеру Дмитро Фирташу тогда удалось закупить для завода в Кохтла-Ярве дешевый газ, но после того, как его отношения с украинскими властями обострились, удар пришелся и по Nitrofert – завод остановил производство.

Короткий период восстановления производства на заводе пришелся на то время, когда один из основных противников Фирташа по вопросу газопровода на территории Украины – Юлия Тимошенко – сидела в тюрьме. Этот пример свидетельствует о том, как серьезная борьба за власть где-то далеко оказывает влияние на завод, расположенный в Кохтла-Ярве.

Тот факт, что завод до сих пор поддерживался в рабочем сос­тоянии, людям платили зарплату, а в прошлом году даже были сделаны инвестиции, говорит о том, что до нынешнего лета Фирташ все-таки надеялся за счет дешевого газа вновь запустить в Эстонии свою «денежную машину». События последних месяцев – украинское правительство арестовало несколько расположенных на Украине предприятий, принадлежащих Фирташу, – делают надежду на возрождение Nitrofert маловероятной.

Ситуация на рынках также неблагоприятная, на нее оказывает влияние китайская промышленность по производству удобрений. Исполнительный директор Nitrofert и почетный гражданин города Алексей Николаев признает, что если раньше Китай импортировал удобрения, то сейчас сам превратился в экспортера этого товара и тем самым сбил цены на рынке.

Но несмотря ни на что, сокращение на Nitrofert не было бы для Ида-Вирумаа столь болезненным, если бы не совпало по времени с тем, что другие важные отрасли региона также находятся в тяжелом положении.

Низкие цены на нефть и электричество оказывают давление на сланцевую промышленность. Если цены упадут еще больше или долгое время будут оставаться низкими, есть опасения, что Eesti Energia не ограничится сокращением 200 шахтеров. В любом случае данный сценарий следует учитывать и к нему готовиться.

В связи с противостоянием Запада и России проблемы возникли и в других важнейших для Ида-Вирумаа отраслях экономики – логистике, туризме и сельском хозяйстве. Некоторые местные животноводы признаются, что если ситуация не изменится, осенью им придется завершить свою деятельность.

В совокупности такой ход развития событий может означать, что безработица в Ида-Вирумаа резко возрастет. Уже сейчас уровень зарегистрированных безработных на 8,5% выше, чем в каком-либо другом регионе.

Правительство Эстонии и Рийгикогу не могут повлиять на глобальные процессы, из-за которых идут сокращения на предприятиях Ида-Вирумаа, но властям следует срочно сделать все от них зависящее, чтобы в уезде начали появляться новые рабочие места. И никакие лозунги, общие слова, программы и теоретическое жонглирование цифрами здесь не помогут.

Так, еще в 2009 году государство начало предпринимать шаги для развития в Ида-Вирумаа промышленных парков. Тогда была поставлена цель создать к 2019 году в промышленных районах Ида-Виру 4400 рабочих мест, но через шесть лет их появилось только 190. Крайне мало! Черепаший темп в этих воп­росах необходимо сменить на скорость газели. Одна из причин проволочек должна заставить чиновников в министерствах особенно краснеть: процесс передачи принадлежащих государству земель целевому учреждению, собственником которого тоже является государство, занял более двух лет. «Благодаря» такой бюрократии интерес многих инвесторов, на предприятия которых сейчас могли бы трудоустроиться сокращаемые работники, стал угасать.

Чтобы не допустить усугубления проблем, гос­учреждениям наряду с предпринимателями и местными самоуправлениями следовало бы разработать план, причем сделать это нужно как можно скорее, чтобы в ближайшие год-два в Ида-Вирумаа появилось бы не несколько сотен рабочих мест, а пару тысяч. При необходимости можно было бы рассмотреть и некоторые налоговые льготы, пусть даже этот вопрос у правящей коалиции и не входит в число приоритетных. В будущем государство выиграло бы от налоговых поступлений больше, чем израсходовало бы сейчас на различные социальные пособия и смягчение прочих негативных последствий, связанных с масштабной безработицей.

Очень важно выработать по данному вопросу определенную позицию. В плане коммуникации Ида-Вирумаа попало в двойст­венное положение: с одной стороны, на серьезность проб­лемы надо обращать внимание, и чтобы заставить власть имущих принимать решения, необходимо добавить мрачных красок – в этом смысле помогает оппозиция во главе с Центристской партией. В то же время Центристская партия сама находится у власти в тех городах, где угрожающе растет безработица.

Вместо противостояния было бы конструктивнее надпартийное сотрудничество по этому вопросу. Накручивание ситуации и наращивание нестабильности только отпугнет интерес предпринимателей к этому региону, что в итоге будет означать только усугубление проблем.

Три мысли

  • Численность населения Ида-Вирумаа за 25 лет сократилась на треть, однако уезд с его 150 000 жителей является одним из крупнейших в Эстонии, оказывая в немалой степени влияние на ситуацию во всем государстве. Электростанции, шахты, сланцевая промышленность – вот теперь ключевые слова для этого региона.
  • Сокращение на Nitrofert не было бы для Ида-Вирумаа столь болезненным, если бы не совпало по времени с тем, что другие важные отрасли региона – сланцевая промышленность, логистика, туризм и сельское хозяйство – также находятся в тяжелом положении из-за низких цен на нефть и электричество, а также противостояния Запада и России. Уже сейчас уровень зарегистрированных безработных здесь на 8,5% выше, чем в каком-либо другом регионе.
  • Чтобы не допустить усугубления проблем в Ида-Вирумаа, госучреждениям наряду с предпринимателями и местными самоуправлениями следует как можно скорее разработать план, чтобы в ближайшие год-два в регионе появилось бы не несколько сотен рабочих мест, а пару тысяч.
Наверх