Cообщи

Игорь Калакаускас: cчет 1:0 в пользу РТР

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Игорь Калакаускас.
Игорь Калакаускас. Фото: Виктор Вестеринен/NELJAS

Открывающийся осенью русскоязычный телеканал может констатировать первое поражение в информационной войне, пишет учитель Таллиннской Тынисмяэской реальной школы Игорь Калакаускас.

Все отговорки, что редакция ETV+ была готова к пропагандистской атаке, кажутся блеклыми и такими же неубедительными, как и ответы главреда Дарьи Саар российским телевизионщикам. Мне искренне жаль Дарью, которая в силу недостаточной опытности не смогла найти более подходящих ответов. Таков закон жанра – журналисты стремятся к яркой подаче материала и, в отличие от своих собеседников, более точно видят конечный вариант своего продукта. Так что опытная команда РТР переиграла всех и – на нашем поле, кстати.

Драматургия немного подкачала

Остановлюсь на самом сюжете «Вестей», который посмотрел очень внимательно и не один раз. Сразу скажу, что репортаж Григория Вдовина шедевральным мне не показался, хотя творческий подход надо отметить.

Все очень второпях смонтировано, дополнено какими-то неуместными, на мой взгляд, лирическими отступлениями – эстонец-трубочист и Сергей Бай с подзабытым хитом. По всей видимости, они были вставлены из драматургических соображений, чтобы подкрепить основную мысль авторов сюжета. Ведь все нужно было притянуть к заголовку.

Надо отметить, что и сам заголовок «Эстония пытается забыть все русское и создает русскоязычный телеканал» противоречит сам себе. Во-первых, в редакторском вступительном тексте, произнесенном из студии «Вестей», говорится обо всем советском, а не о русском. Во-вторых, концовка не вяжется с началом: если Эстония хочет забыть все русское, то зачем создает русскоязычный канал? Впрочем, «зачем» – зрителям очень доходчиво объяснили.

Про «зомбирование русских мозгов в нужном для Вашингтона направлении» говорить смысла нет. В свете информационного противостояния, в которое мы включились, обвинение в зомбировании выглядит уже неактуальным. К тому, что ETV+ создается исключительно с этой целью, склоняются не только в России, но и у нас. То есть, ни одной передачи еще не вышло, но многочисленные местные эксперты уже все осознали.

Сказали то, что от них ожидали услышать

Отдельно хотелось бы сказать об отважном депутате Рийгикогу Мярте Сультсе, который, несмот­ря на выдуманный российскими телевизионщиками запрет, героически ищет встреч с коллегами из Госдумы. Смелость депутата начинает зашкаливать, когда он решается-таки перекинуться несколькими словами с российскими «Вестями». Не знаю, удастся ли Сультсу избежать репрессий со стороны наших спецслужб, но на скромный обелиск где-нибудь в российской глубинке с отлитой в бронзе эпитафией «Эстонцу, не боявшемуся резать правду-матку» можно рассчитывать.

Подбор следующих героев оказался вполне предсказуемым. Ра­зумеется, Алиса Блинцова! Кто, как не она, знает о русской школе все? Блинцова поведала о трудностях обучения на эстонском языке. В принципе, все сказала верно, и не ее вина, что в редакторском тексте говорится о «почти всех предметах на эстонском». «Вести» не стали разбираться в тонкостях отличий обучения в основных школах и гимназиях. Для российского зрителя вполне сойдет.

Со столичным вице-мэром Кылвартом поступили жестко: увлекшись монтажом, редакторы РТР сначала дали произнести ему только одну фразу, остальное дополнив собственным комментарием, – так оно надежнее, верно? А следующий комментарий Михаила предварили сообщением, что якобы именно за эти слова его внесли в ежегодник КаПо. То есть, по просьбе «Вестей», как следовало из логики, он повторил эти крамольные слова для российской телеаудитории. Хотя ситуация была гораздо анекдотичнее, если помните:  Кылварта «подловили» на передаче представителю российского посольства эстонского учебника истории. Это вам не поясом шахида обматываться!

Странно только, отчего тогда попавший в названный выше ежегодник Михаил Кылварт уже не первый год судится по этому делу. Ведь оказаться в этой книге, по мнению «Вестей» – «это как попасть в хорошую компанию». Видать, не все в этой компании устраивают Михаила.

Саар и Кленский отлично контрастировали

Конечно, Дарья Саар – бенефициант репортажа РТР – должна была быть готова к тому, что ей придется отдуваться по полной. И я бы лично удивился, если бы телевизионщики не нашли связь главреда нового канала со структурами Джорджа Сороса (кто не понял, речь шла о Фонде «Открытая Эстония», в котором Саар успела поработать). Это особенно удачно укладывалось в мейнстрим российской пропаганды, поскольку охота на иностранные фонды и иностранных агентов у наших восточных соседей в полном разгаре.

Не совсем понятно, почему Дарья отвечала на заведомо провокационные вопросы так, как было представлено в репортаже. Если уж она была готова к тому, что рано или поздно «Вести» ее загонят в тупик, что мешало ответить прямо и от своего имени? В конце концов, информационный канал, помимо официальной точки зрения, имеет право и должен представлять позицию всех включенных в тему сторон. Не исключаю, что вопросы были сформулированы несколько иначе, но ответы главы ETV+ все равно оказались прекрасным подарком для московских акул эфира.

В роли следующего эксперта выступил, разумеется, Кленский. Странно, что не Линтер или Рева – они, по всей видимости, были заняты более важными антифашистскими делами. Заваливший местные масс-медиа своими обличительными воззваниями и открытыми письмами, обвиняя всех подряд в трусости и русофобии, Кленский остался верен своему неподражаемому стилю. Речь шла, конечно, о его «минуте славы» – «бронзовых ночах».

В чем я соглашусь с Димитрием Кирилловичем, так это в том, что протестные настроения среди русских эстонскому государству после 2007 года действительно удалось погасить.  Про «гестаповские методы», правда, некоторый перебор, но чего не скажешь в эмоциональном запале.

И немного на тему «милитари»

Как узнали из таллиннского репортажа российские зрители, «военные расходы Эстонии растут год от года». Уверен, что им известно и о том, что министерство обороны РФ тоже не сидит на голодном пайке. Но ведь на эти траты российскому руководству приходится идти исключительно «в ответ на происки западной военщины», вы ж понимаете!  Так что силовики обоих государств соревнуются активно и с азартом, на радость своим «врагам» поднимая градус милитаристской истерии.

Заявление о наращивании расходов было подкреплено комментарием директора Центра информации по правах человека Алексея Семенова. Опытный правовед, к которому лично я отношусь с уважением, выступил сдержанно и ничего нового (по крайней мере, для нас) не сообщил. Правда, включенный в сюжет пассаж Вдовина про бункеры, спрос на которые якобы в Эстонии растет, я не понял – видимо, что-то пропустил. Эх, надо «погуглить» и прицениться. Мало ли что.  

Короче говоря, репортажу РТР можно поставить «троечку с плюсом». Материал подан в точном соответствии с доктриной «Кольцо вокруг Русского мира сужается с каждым днем». Каждому герою была отведена роль, с которой все справились в меру своей подготовленности. Лучше всех это получилось у трубочиста Лео, ему – мой «респект».

Разгорающаяся в местных СМИ дискуссия на тему, надо ли общаться с российскими журналистами, представляющими государственные медиа, была вполне предсказуемой.  Здесь надо самим себе ответить на вопрос: как мы хотим выглядеть в глазах российских телезрителей? Скрывать волнующие нас проблемы никакого смысла не имеет, но ведь очевидно, что Россия почти никак не сможет помочь нам в их решении. Более того, наличие у нас проблем является для прокремлевских каналов доказательством нашего загнивания и ярким подтверждением прозорливости руководства РФ.

Говорить или молчать?   Или стоит поспорить?

Лично я не в восторге от тех людей, которые взахлеб начинают «вскрывать язвы правящего режима» иностранным корреспондентам. Идет ли речь об Эстонии или России. В первую очередь, о том, что тебя как гражданина волнует, нужно говорить в своих СМИ, доносить свою точку зрения до своей аудитории. Мне могут возразить, что есть определенный список лиц, кому на родине не дают открыто высказаться. Я считаю, что этим немногочисленным лицам есть смысл задуматься, почему в Эстонии они оказались в такой ситуации.

В то же время я выступаю против бойкота российских СМИ, к которому фактически призвала представитель пресс-службы правительства Эстонии Хелин Вахер. Новость об этом заявлении чиновницы мгновенно разлетелась по зарубежным информагентствам, и я не уверен, что это как-то укрепило авторитет нашей страны.

Если уж мы ввязались в информационную войну, то должны следовать ее логике. Что мешает нашим СМИ брать интервью у российских чиновников, загонять их в угол неудобными вопросами, подкреплять наше видение ситуации в России конкретным видеорядом? Уверен, что найти материал за пределами МКАДа, в российской глубинке, не составит особого труда.  

Дискуссионные передачи федеральных телеканалов нашего соседа, как правило, не подразумевают  спора по существу и всячески стараются дискредитировать  тех, кто представляет альтернативную Кремлю точку зрения. Поступать «зеркально» нам ни в коем случае нельзя, надо максимально дистанцироваться от истеричных персонажей и одиозных ура-патриотов. Надо просто показывать их такими, какие они есть, ничего не придумывая и не додумывая за них.

Уверен, что очень скоро в России ситуация начнет меняться. Другой вопрос в том, в какую сторону. Очевидно одно, что выдержать градус подогреваемой прокремлевскими СМИ ненависти люди с нормальной психикой не в состоянии. В любом случае, мы не должны  уподобляться апологетам параноидальных идей.

Наверх