Пярнуский детский сад Kellukese весной уволил за незнание эстонского языка трех русских воспитателей. «Мне нравится работа с детьми, я бы с удовольствием занималась ею и дальше, была бы возможность», – вздыхает 63-летняя Лидия, одна из трех уволенных.
Увольнение воспитателей признали дискриминацией
Во время развивающих бесед в 2013 году заведующая детским садом Марика Мерила обратила внимание ряда работников на предписание Языковой инспекции, согласно которому им необходимо было улучшить знание эстонского языка до уровня B2.
Осенью 2013-го трое воспитателей получили предупреждение: если к первому марта у них не будет необходимой категории, их уволят. Тогда же воспитатели узнали, что в начале 2014 года освободится два места помощника воспитателя. Поскольку они не были уверены, что успеют подтянуть эстонский язык, то решили поговорить с заведующей о возможности перейти на эти вакансии.
«Заведующая сказала: нет-нет, на эти места она возьмет людей, чьим родным языком является эстонский», – вспоминает Лидия.
Позже выяснилось, что один из кандидатов, устроивших заведующую, работал в мясном отделе Maxima, а другой много лет назад немножко работал помощником воспитателя.
Поскольку старшая из уволенных Ольга (69) была любимицей детей, в дело вмешались родители. Ольга предлагала компромисс, согласно которому, она задержалась бы на работе еще на год, поскольку родители хотели, чтобы именно она довела группу до школы, но заведующая не согласилась. Ольга обратилась в Комиссию по трудовым спорам, однако проиграла.
После этого Ольга и Лидия обратились к уполномоченному по равноправию. Их случай рассматривался в течение года.
В опубликованном 22 июля заключении уполномоченная Мари-Лийс Сеппер пришла к выводу, что учителя подверглись дискриминации, поскольку им не предложили другую работу, что предусматривал трудовой договор. Одним из аргументов, на которые опиралась уполномоченная, было объявление, опубликованное детским садом, в котором сообщалось, что на место помощника воспитателя ищут человека, чьим родным языком является эстонский.