Андрес Херкель в своем блоге выражает удивление тем, что маленькая новость о рутинном обзоре комитета ООН по расовой дискриминации и содержащейся в ней идее двуязычия за один день стала бомбой.
Херкель: В ситуации с правами человека Эстония соответствует самым высоким стандартам
«Я был вынужден давать интервью русскоязычным каналам, а коллега Нутть собрал огромное количество комментариев, отвечая на поставленный Delfi вопрос, может ли комитет порекомендовать Франции ввести арабский язык в качестве второго государственного», - пишет Херкель.
«Что случилось? Разве Эстонии угрожает двуязычие? Конечно, нет! Скорее, дело в том, что все подобные темы вызывают яркие эмоции и могут иметь различные трактовки в эстонских и русскоязычных СМИ. Действует правило: дай небольшое сообщение на тему государственного языка или гражданства, и она будет раздута в огромный пузырь. Международная организация придает сообщению таинственную ауру, но тут не знают деталей и не сообщают о том, какой вес имеют эти рекомендации», - считает Херкель.
Чтобы несколько остудить эмоции, Херкель напоминает, что подобные обзоры появляются регулярно, равно как и рекомендации. Обычно комитеты исходят из предположения, что ни одна страна не является совсем свободной от расовой и национальной дискриминации и каждой стране следует делать предписания – независимо от того, как обстоят в ней дела с правами человека.
Кроме всего прочего, Херкель указывает на то, что Эстонии в этом рапорте рекомендуется также сделать образование для цыганских детей более доступным, а заодно расследовать преступления против человечества, совершенные в новейшей истории, в том числе в советский период.
В данном случае, указывает Херкель, в рапорте рассматривались также такие страны, как Иран, Узбекистан, Марокко. «Можно только догадываться, под какими камнями там скрываются проблемы с правами человека. Но там была еще, например, такая страна, как Дания. Именно с той точки зрения, что какие-то проблемы, наверняка, есть и какие-то рекомендации делать надо, и следует рассматривать рекомендацию двуязычия, вызвавшую столько эмоций. Просто мы уже давно обдумали эти вопросы и пришли к выводу, что Эстония – национальное государство, где государственным языком является эстонский и только эстонский».
Херкель полагает также, что процедура получения гражданства и ситуация с конституционными правами в Эстонии таковы, что они соответствуют самым высоким стандартам Евросоюза и НАТО, которые для многих стран ООН являются недосягаемыми.