Что-то зачастили дни рождения эстонских маяков… Но праздник – это всегда хорошо.
140 лет маяку Тахкуна
Маяки – морской фасад страны. Мощная морская держава должна иметь хорошо развитую маячную сеть: ее создание неразрывно связано с историей страны и развитием мореплавания. В Эстонии особых проблем с маячным строительством не было, и трудности здесь были такими же, как и у любого европейского государства. Строительство маяков у нас началось еще в начале ХVI века, а в России только в 1704 году был введен в действие первый огонь (маяк) на Петропавловской крепости.
Молодой, но заслуженный
Маяк Тахкуна (Тахфри, Тахкона) по сравнению со своими сородичами сравнительно молод. Он установлен на одноименном мысе на северной оконечности острова Хийумаа (Даго). Мыс находится на стыке собственно Балтийского моря, Финского и Рижского заливов. Вблизи него проходит важный морской путь, связывающий крупнейшие порты мира с Петербургом, Таллинном и Ригой. Маяк предостерегает мореплавателей от опасных мелей, находящихся восточнее острова, в частности, – от коварной банки Хийумадал (Некмангрунд).
Решение о строительстве маяка было принято Морским министерством России в1865 году по предложению директора маяков Балтийского моря вице-адмирала барона Б.В. Врангеля, озабоченного тем, что запланированное строительство железной дороги от Петербурга до Ревеля приведет к быстрому возрастанию коммерческого значения порта Ревель и, следовательно, к увеличению интенсивности судоходства в районе Моонзунда.
Одним из вариантов Врангель считал установку маяка на мысе Тахфри. Мыс был тщательно исследован, место для маяка было выбрано на одной из возвышенностей в 35 м от уреза воды. Согласно проекту, маяк должен был «осветить мореплавателям безопасные фарватеры от меридиана Дагерорта (Кыпу, о.Хийумаа) до Оденсхольма (о.Осмуссаар) и обеспечить вход с запада в Моонзунд».
Да будет свет
Строительство маяка началось в 1873 году, а действовать он начал 24 июля 1875 года, 140 лет назад. Чугунная конусообразная башня белого цвета с фонарным сооружением наверху сохранилась и до настоящего времени. Башня собрана из 15 чугунных тюбингов-поясов, каждый из
которых состоит из 16 щитов толщиной 40 мм, соединенных болтами. Посередине башни расположена цилиндрическая чугунная колонна диаметром 0,3 метра, идущая от основания до вершины. Колонна связана с корпусом башни металлическими перекрытиями, создающими восемь этажей. Внутри башни чугунный трап. В башне 32 иллюминатора с бронзовыми рамами и зеркальными стеклами. Общая высота башни от основания – 43 метра, диаметр нижнего основания – 9 метров, верхнего – 4 метра. Вес башни 290 тонн.
Источником света служил диоптрический светооптический аппарат (состоящий из источника света и линз, преломляющих и концентрирующих световые лучи в нужном направлении), закупленный во Франции. Дальность видимости огня – до 11 миль. Первоначально маяк освещался лампой Функа, в которой масло не замерзало даже в сильные морозы. Такая лампа была применена на этом маяке впервые в России. С 1879 года в качестве горючего материала вместо масла стали использовать петролеум, то есть нефть. По всем данным маяк Тахкуна был на момент окончания строительства одним из самых современных в Европе по техническому оснащению и красивейшим по архитектурному исполнению.
Во время Первой мировой войны он оказался в районе боевых действий за Моонзундский архипелаг. В 1915 году у мыса Тахкуна Балтийским флотом России было выставлено минное заграждение, а вблизи маяка установлена батарея 305-мм орудий. На маяке был размещен пост наблюдения и связи. В октябре 1917 года германские войска захватили остров Даго. В ходе упорных боев маяк неоднократно подвергался артобстрелам. Башня маяка уцелела, но фонарное сооружение и светооптический аппарат были повреждены. С 1918 по 1940 год маяк находился в ведении Эстонской Республики. В это время остров стал называться Хийумаа, а мыс и маяк – Тахкуна.
Подвиг матроса
С началом Великой Отечественной войны маяк был превращен в форпост: на нем находился командный пункт одной из частей Красной армии. Отсюда осуществлялось управление войсками, защищавшими Моонзундские острова. Маяк оставался непокоренной территорией в глубоком тылу врага в условиях полной изоляции до ноября 1941 года. Последний бой у маяка вели всего несколько моряков. Они дрались насмерть.
Последний оставшийся в живых, матрос 2-й отдельной роты воздушного наблюдения, оповещения и связи, Николай Чиж, отстреливаясь до последнего патрона, поднялся на башню и бросился вниз с высоты 40 метров к ногам оцепеневших фашистов. Разбился, но в плен врагу не сдался. В честь героя-балтийца после войны на маяке была установлена мемориальная доска. По воспоминаниям местных жителей, немецкое командование оставило труп моряка у подножия маяка на несколько дней, в течение которых к нему привозили солдат вермахта, находящихся на острове Хийумаа, чтобы показать им, как надо воевать. Потом матрос Чиж был похоронен немцами неподалеку от маяка. В октябре 1944 года остров Хийумаа был освобожден. При отступлении немцы не успели взорвать башню маяка, но расстреляли фонарное сооружение и светооптический аппарат.
В 1951 году на маяке установили новое фонарное сооружение и современный светооптический аппарат (на фото) и капитально отремонтировали башню. Дальность видимости огня увеличилась до 18 миль. Маяк стал считаться памятником погибшим советским воинам на Балтике в Великую Отечественную войну. С 1993 года маяк находится в ведении Эстонии, аппаратура работает в автоматическом режиме, дальность видимости огня – 12 миль. Величаво и гордо стоит он на северной оконечности острова Хийумаа, напоминая фок-мачту парусного судна.