В интервью Postimees Расмус Мяги рассуждает о том, почему ему не удалось добиться цели, которую он ставил перед собой накануне чемпионата мира в Пекине.
Мяги: Я просто «перегорел»
С легкоатлетом Расмусом Мяги, удостоенным в прошлом году титула лучшего спортс-мена Эстонии, мы встретились в парке у гостиницы в пригороде Пекина. На первый взгляд, спортсмен был абсолютно спокоен, и можно только догадываться о том, что творилось в его душе.
Анне Мяги, мама и тренер легкоатлета, отлично знающая своего сына, говорит, что ей больно видеть его каменное спокойствие. Расмус Мяги пережил самое большое разочарование в своей спортивной карьере: он не сумел выйти в финал чемпионата мира в беге на 400 метров с барьерами. 13-е место – не тот результат, к которому он шел на протяжении всего года.
Вы из тех, кто не показывает свои эмоции. Но наверняка в душе испытываете глубокое разочарование.
Я считаю, что не следует демонстрировать кому бы то ни было свое разочарование. И не бывает такого, что сейчас ты страшно недоволен собой, а через час забываешь об этом. Должно пройти время, прежде чем эмоции улягутся.
После полуфинала ЧМ вы говорили, что, возможно, все дело в слишком напряженном сезоне. Уже в начале, в мае, вы участвовали в двух соревнованиях в Японии.
Сезон был примерно таким же, как в прошлом году, и продолжался четыре месяца. В этом нет ничего из ряда вон выходящего, но конец прошлого года был напряженным, и новый сезон начался как-то очень быстро. Приходилось постоянно адаптироваться к новым условиям, и, возможно, это дало о себе знать на ЧМ. С другой стороны, если предыдущий сезон сложился удачно, не стоит в новом сезоне отказываться от участия в соревнованиях и упускать возможность помериться силами с сильными соперниками.
До ЧМ я участвовал в десяти соревнованиях, это нормально. Утомили не столько соревнования, сколько длительные переезды.
В этом году вы в два раза дольше находились в Азии. Это как-то повлияло на ваше самочувствие?
Пока что это не сказалось негативно на моем здоровье. Я еще молод и могу экспериментировать, чтобы нарабатывать опыт. В общем, не могу сказать, что из-за разницы во времени мне было труднее бежать.
Минувшая осень была богата на события, в конце года вы удостоились звания лучшего спортсмена Эстонии. Не выбила ли вас вся эта шумиха из привычного ритма?
Действительно, событий было много, но это не значит, что из-за этого я что-то упустил на тренировках. Наоборот, выкладывался еще больше.
Весной в одном из интервью вы сказали, что тренируетесь так много, что не остается времени на отдых. Может, нагрузки оказались слишком большими?
Не верю я в эту теорию. В этом году я постарался сделать так, чтобы вновь работать с большими нагрузками, аналогичными тем, что были в прошлом году. И хотя я хотел тренироваться как можно больше, не исключено, что нужно было работать по-другому. При этом, возможно, я слишком усложнил процесс, и этого не нужно было делать...
Вы не сразу это осознали?
Где-то в середине сезона мысль о том, что я сам слишком уж нагрузил себя, мелькала в голове. Я нормально бегал, но не было боевого задора, необходимого для соревнований. Я выложился полностью и просто «перегорел». Иногда нужно было позволять себе расслабляться.
Вы производите впечатление спортсмена серьезного, умею-щего концентрироваться. Может, у вас действительно не получается расслабляться, когда нужно?
Может быть. Я все увеличивал и увеличивал нагрузки, на последних сборах в Португалии выкладывался на сто процентов. Передохнуть можно было в апреле и в середине сезона. Вернувшись с соревнований, вместо того чтобы пару дней отдохнуть и зарядиться энергией, я снова приступил к тренировкам и в итоге выдохся.
Грит Шадейко, с которой вы вместе тренируетесь, сказала после ЧМ, что для того, чтобы добиться результатов в семиборье, нужно уметь переключаться и разрешать себе отдыхать.
Наверное, для того чтобы переключиться, зимой надо было заняться каким-нибудь другим видом спорта. Возможно, и впрямь не стоит чересчур серьезно подходить к тренировкам и соревнованиям.
А как вы расслабляетесь?
Хотелось бы заняться каким-нибудь другим видом спорта, например, баскетболом, причем на любительском уровне. Обычно, когда я переключаюсь на что-то другое, это помогает мне лучше всего. В последние годы из-за соревнований мне приходится много ездить, поэтому хочется просто побыть дома, дома и отдыхается лучше всего.
ЧМ в Пекине наверняка стал для вас серьезным уроком. Впереди Олимпиада-2016 в Рио. Наверное, анализируя нынешний сезон, вы по-другому будете готовиться к крупным соревнованиям?
Нет, серьезных изменений не будет. В принципе, я доволен тем, как складывался сезон, все шло в правильном направлении. Небольшие изменения, конечно, будут, но многое будет зависеть от количества соревнований и тренировок.
Вы довольны тем, как складывался сезон, но ведь результаты не улучшились. Это показатель того, что не было развития или развитие заключается в чем-то другом?
Если исходить из результатов, то я был примерно на прошлогоднем уровне. В беге с барьерами развитие, конечно, важно, но не менее важна стабильность. Например, на ЧМ-2013 в Москве сербский легкоатлет Эмир Бекрич показал высокий результат, но на сегодняшний день его спортивная карьера заканчивается. В Москве он пробежал 400 метров с барьерами за 48 секунд, в этом году показал 52 секунды. То, что в этом году мне удалось закрепиться на уровне, достигнутом в прошлом году, можно считать развитием.
Конечно, в легкой атлетике о развитии судят по результатам, но за ними кроется еще множество нюансов.
Это надо понимать так, что в следующем году вы улучшите результаты? В своем дневнике тренировок вы уже наметили конкретный результат, который хотите показать?
Я не люблю намечать сроки и результаты. Думать о конечном результате мне кажется неправильным. Нужно сосредоточиться на том, что можно улучшить. Думаю, мне следует поработать над стартом.