Приглашение президента Польши в Кадриорг бросает тень на Эстонию и ее приверженность европейским ценностям, а также свидетельствует о неглубоком внешнеполитическом мышлении. Главы двух государств встретились не для того, чтобы обсудить общие позитивные интересы, а, словно два библейских всадника, объявили о конце света, об угрозе со стороны России.
Ахто Лобьякас: два всадника апокалипсиса
Тоомас Хендрик Ильвес совершенно не обратил внимания на то обстоятельство, что консервативный католик Анджей Дуда выступает против однополых браков и абортов, а для прозападной Эстонии однополые браки и право на аборты являются основными ценностями. Таким образом, адресованное президенту Польши приглашение посетить с визитом Эстонию можно рассматривать как жест, оскорбляющий общественность Эстонии.
Мотивы Ильвеса чисто внешнеполитические. Но и тут он норовит один раз отмерить, чтобы семь раз отрезать в разных местах, а не наоборот. Анджей Дуда, вступивший на пост президента Польши в начале августа, свой первый зарубежный визит нанес в Эстонию. То, что это была не Литва или Германия, тоже можно рассматривать как недружественный жест по отношению к этим странам, к чему оказалась причастна и Эстония. Дуда явно хочет представить себя лидером восточноевропейских стран. Не случайно он говорит о Польше как о новом гаранте безопасности стран Балтии.
То положение, которое Анджей Дуда обрисовал не без участия Эстонии, абсурдно во многих смыслах. Польша не в состоянии обеспечить собственную безопасность и так же, как и мы, ратует за присутствие на ее территории американских солдат. Пытаясь выступать в роли посредника между Эстонией и США и другими странами НАТО, Польша оказывает нам услугу, в которой мы не нуждаемся.
Любое посредничество разделяет стороны. Даже если США поддержат амбиции Польши (к чему все идет), нам придется мириться с тем, что двусторонние отношения с Вашингтоном поддерживаются в основном через Варшаву. И из-за того, что Анджей Дуда подталкивает Польшу к новому противостоянию с Германией, ситуация в Европе может сложиться не лучшим образом. Признание Эстонией за Польшей права выступать в роли посредника приведет к охлаждению отношений с Берлином, реальным гарантом безопасности в этом регионе Европы.
Безусловно, Польша – дружественная Эстонии страна, но почему-то приходится напоминать о том, что в НАТО и ЕС мы являемся равными партнерами.