Забавно и чуть странно наблюдать за тем, как актеры, засветившиеся в блокбастерах в роли, принесшей им славу, много денег и перспективу пожизненного амплуа, пытаются выбраться за пределы сыгранного.
«Ультраамериканцы»: я не я – и ложка не моя
Кристен Стюарт, популярнейшая Белла из вампирических «Сумерек», обруганная всеми критиками за неживость образа, снялась в постсумеречный период сначала в картине «На дороге», экранизации книги Джека Керуака (битник Керуак и «писательница про вампиров» Стефани Майер – абсолютные антиподы), а потом – в артхаусных «Облаках Зильс-Марии» в паре с Жюльет Бинош. Стюарт доказала тем самым, что играть очень даже умеет, если поставить перед ней соответствующую актерскую задачу, – но что дальше?
А дальше – «Ультраамериканцы», удивительная фантастическая экшн-комедия, в которой партнером Стюарт стал еще один голливудский несчастный счастливчик, Джесси Айзенберг, прославившийся в роли создателя Фейсбука Марка Цукерберга в «Социальной сети» Дэвида Финчера и с тех пор снимающийся в артхаусе вроде «Двойника» Ричарда Айоади по Достоевскому.
«Ультраамериканцы», по сути, не содержат ничего нового, однако из уже знакомых элементов сюжета режиссер Нима Нуризаде варит вполне достойный, взрывной, местами откровенно кислотный суп. У классика американской литературы Филипа К. Дика есть роман «Распалась связь времен», в котором живущий в крохотном американском городке парень внезапно обнаруживает, что городок этот – специально для него созданная иллюзия, что память его стерта, что на самом деле вокруг не среднеамериканская идиллия, а война между Землей и Луной, что сам он – гениальный стратег, которого удерживают в плену, и так далее.
Ложные воспоминания были коньком Дика – вспомним поставленный по его рассказу фильм «Вспомнить все». В «Ультраамериканцах» – почти то же самое: простой любитель марихуаны Майк (Айзенберг) из провинциального города Лаймен, штат Западная Виргиния, понимает, что и он – не он, и его девушка Фиби – не совсем та, за кого себя выдает. Происходит это после визита в Лаймен агентессы ЦРУ (Виктория Лассетер), которая решает активировать супермена Майка, когда ее новый начальник обещает пустить парня в расход.
Беда в том, что все эти люди, мягко говоря, не слишком умны и не особо склонны к рефлексии. Оттого вместо метафизического развития ситуации а-ля Филип К. Дик мы получаем комедию а-ля братья Коэны («После прочтения сжечь») о том, что в условиях тотального идиотизма и полного абсурда, то есть в реальных условиях, «выживут только любовники», люди с самыми чистыми помыслами. ЦРУ объявляет Майка и агентессу в розыск, утверждая, что они «вступили в близкий контакт с обезьянами» и теперь распространяют некий ужасный вирус; расправиться с Майком он посылает зомбированных безумцев, которых Майк неожиданно для себя крошит в капусту при помощи чайных ложек и сковородок; местные поставщики травки объявляют отмороженным безумцам войну; кровища брызжет фонтаном, а Майк, к которому кусками возвращается память, пытается примириться с тем, что Фиби – тоже специальный агент и, может, вовсе его не любит...
Вся эта трагикомедийная катавасия не имеет, в общем-то, никакого смысла, кроме увеселительного. Разве что среди нас тоже скрываются тайные суперагенты со стертой памятью (как пел Высоцкий: «И бродят многочисленные йоги, которых, правда, трудно распознать»). И, конечно, это еще один шанс для Кристен Стюарт избавиться от клейма «Сумерек», что тоже важно: не терять же хорошую актрису.