В Советском Союзе было два знаменитых министра иностранных дел: Вячеслав Молотов и Андрей Громыко. Первый из них вошел в историю благодаря пакту, с помощью которого они с Риббентропом поделили между собой Восточную Европу, второй же снискал известность в качестве одного из инициаторов холодной войны и получившего на западе прозвище Мистер Нет.
Внуки бонз метят на Запад
В настоящее время внуки Молотова и Громыко совместно руководят одним из основных инструментов «мягкой силы» России в Европе – фондом «Русский Мир». Внук Молотова Вячеслав Никонов является председателем правления фонда, Алексей Громыко руководит европейскими проектами фонда.
«Это совпадение, – смеется Алексей Громыко, внук проработавшего почти 30 лет (1957-1985) на посту министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. – Хотя, действительно, мой дед и Молотов даже проработали вместе много лет, и Молотов был учителем деда».
Один из лучших российских специалистов по политике Великобритании Алексей Громыко (46) возглавляет Институт Европы Российской Академии наук. Он следует моде и подтянут.
Наследники дипломатии
Отучившийся немало лет в различных колледжах Оксфорда, Алексей Громыко утверждает, что поскольку мир постоянно преображается, он никак не может придерживаться представлений, подобных взглядам его деда, входившего в высшее руководство советской страны. «Хотя в общем эта дипломатическая школа, на самом деле созданная еще при царе и развивавшаяся в том числе и усилиями моего деда, до сих пор очень хорошо служит интересам России, – заявляет он. – Золотые правила моего деда для советской дипломатии могут и сейчас пойти только на пользу дипломатии российской».
К числу таких золотых правил он относит закрепление в Европе послевоенных границ, соблюдение принципов международного права в соответствии с уставом ООН, предотвращение любой ценой угрозы войны, а также сохранение равенства государств.
В ответ на вопрос о том, свидетельствуют ли события двух последних лет о том, что внешняя политика России исходит именно из этих принципов, Громыко заявил: «Естественно!»
Российско-украинский конфликт, по мнению Громыко, не слишком значительно сказался на воздействии «мягкой силы» России и на деятельности «Русского Мира» в Европе.
«Проблемы имеются не столько у российского государства, сколько у проживающих за рубежом носителей русского языка и культуры», – считает Громыко, по утверждению которого, из действующих в Европе почти 40 созданных при содействии фонда «Русский Мир» центров русской культуры и языка (больше всего их в Германии – пять) за последние полтора года был закрыт только один (в Оксфорде), да и то в силу сугубо бюрократических обстоятельств.
«Было бы странно, если бы у нас были проблемы, поскольку распространение культуры и ее изучение не зависит от политических событий. Так что в этом смысле все благополучно, – считает Громыко. – В Европе мы не встречали ни прямого, ни косвенного противодействия».
Громыко не берется оценивать, насколько преуспела Россия в продвижении своей «мягкой силы» в Европу, поскольку, по его утверждению, критериев для этого не существует. «Мягкая сила либо наличествует, либо нет. Если стране нечего предложить остальному миру, то нет смысла что-то выдумывать и продвигать это», – считает он.
Россия входит в десятку
Внук министра иностранных дел СССР, ни секунды не размышляя, перечисляет причины, по которым иностранцы могли бы проявлять интерес к современной России.
«Во-первых, Россия все-таки является седьмой или восьмой экономикой в мире, все зависит от того, как считать. Это страна, занимающая в мире ведущее положение в науке, в освоении космоса, в спорте, в энергетике, по части разработки и торговли вооружением и военным снаряжением, что имеет и свои плюсы», – перечисляет он.
В отношении удельного веса России в мировой экономике Громыко немного ошибается. Если принимать во внимание исключительно размер ВВП в пересчете на одного жителя страны, то Россия является десятой экономикой мира, как по версии Международного валютного фонда (МВФ), так и в рейтинге Всемирного банка.
Нормализацию отношений с Европейским союзом и США Алексей Громыко пред–сказывает в следующем году при условии, что военный конфликт на Восточной Украине не будет продолжен. «В противном случае кризис в отношениях продлится еще долго», – утверждает он, отмечая при этом, что развитие отношений России с ЕС и с США необходимо четко различать. «России, несомненно, проще прийти к соглашению с европейскими странами, проводящими внешнюю политику, независимую от Соединенных Штатов».
Наследники советских вождей
Внуки бывших советских вождей и еще более дальние их потомки вообще не склонны заниматься в России политикой. Более того – многие из них вообще не проживают в России.
«В России нет такой традиции (чтобы, имея известную фамилию, идти в политику – ред.), – говорит Алексей Громыко, внук советского министра иностранных дел Андрея Громыко. – В США сейчас политика стала вращаться вокруг двух-трех семей».
Внук бывшего советского министра иностранных дел (1939-1949, 1953-1956) Вячеслава Молотова – политолог Вячеслав Никонов дважды избирался в Госдуму России: первый раз в 1993 году, второй раз в 2011. В настоящее время он возглавляет в Думе комитет по образованию.
Внук Леонида Брежнева, долгие годы возглавлявшего СССР (1964-1982), экономист Андрей Брежнев является членом российской коммунистической партии социальной справедливости (ее русская аббревиатура – КПСС, как и во времена СССР). Партию Брежнева не следует путать с компартией, возглавляемой Геннадием Зюгановым. Внук Брежнева неоднократно баллотировался на муниципальных выборах, в последний раз в прошлом году в Крыму, однако ни разу не был избран.
Внучка Никиты Хрущева, предшественника Брежнева на посту лидера советской державы (1953-1964), Нина Хрущева является известным политологом, долгие годы проживает в Нью-Йорке.
В США также проживают внуки Юрия Андропова, долговременного руководителя КГБ СССР (1967-1982), в дальнейшем ставшего главой советского государства (1982-1984).
Единственная дочь последнего советского лидера
Михаила Горбачева (1985-1991) Ирина Вирганская также живет преимущественно в США, в Сан-Франциско. Именно там располагается штаб-квартира Фонда Горбачева, вице-президентом которого она и является.