Вследствие потрясшего прошлой осенью всю Эстонию убийства в Вильянди учительницы немецкого языка, совершенного из отцовского пистолета ее учеником, Министерство образования занялось разработкой поправки к закону. Принятие этой поправки даст, при наличии обоснованных подозрений, право работникам школы обыскивать сумки учащихся.
Учителя получат право обыскивать портфели учащихся
Взгляд на безопасность
В конце минувшего года, когда первый шок после стрельбы в стенах школы пошел на убыль, многие задавались вопросом, все ли сделано в школах Эстонии для того, чтобы подобное не повторилось. В других частях света нередко считается нормой, когда возле школьных дверей устанавливаются металлоискатели и по утрам учащихся на всякий случай обыскивают. Под влиянием этих примеров у нас тоже стали звучать довольно радикальные предложения.
Сегодня, когда после инцидента прошел почти год и убивший учительницу молодой человек находится на скамье подсудимых, можно сказать, что заметных изменений в повседневной организации работы школ сделано не было.
Главным образом реакция образовательных учреждений свелась к пересмотру характера сотрудничества с чиновниками и полицейскими в совместных действиях при экстренных ситуациях, например, изучались возможные средства оповещения людей и маршруты эвакуации. Не слышно, чтобы кто-то начал укреплять двери классных кабинетов, переделывать системы замков или каким-то иным образом укреплять безопасность среды обучения.
Министерство образования и науки пересмотрело свою посвященную безопасности в школе интернет-страницу, сделав ее более содержательной и актуальной. Если верить утверждениям чиновников, никогда ранее этот источник информации не предлагал руководству школ столь основательных инструкций. Отдельный вопрос, найдет ли руководство время для того, чтобы эти инструкции тщательно изучить.
Все личное напоказ
Вдобавок ко всему по всей Эстонии стали проводить больше обучающих курсов, призванных в перспективе повысить готовность учителей к созданию доверительных отношений с молодыми людьми нежного возраста. Кажется, что чиновники, руководители школ, педагоги и родители в основном осознали, что первейшей предпосылкой обеспечения безопасности в школе являются отнюдь не видимые глазу или осязаемые меры контроля, а хорошие отношения в треугольнике школа – учащийся – семья.
При этом Министерство образования и науки предпринимает конкретные шаги для расширения прав работников школы. Некоторое время назад министерство образования попросило у своих партнеров во главе с союзом работников образования высказать свое отношение к идее изменить Закон об основной школе и гимназии, а также Закон о профессиональных учебных заведениях таким образом, чтобы у работников образовательных учреждений появилось право досматривать личные вещи учащихся.
Поскольку ответная реакция была в основном положительной, сейчас ведутся консультации с другими министерствами, чтобы выяснить, какие именно положения следовало бы применить.
Координатор школьной сети министерства Юрген Ракасельг пояснил, что, проще говоря, предполагается предоставить учителям и другим задействованным в школах лицам однозначное право досматривать сумки или предметы гардероба учащихся, а также изымать подозрительные предметы. При этом подразумеваются не только такие предметы, которые представляют угрозу для жизни и здоровья, но и те, которые строптивые учащиеся используют для создания помех в учебной работе, например, издающие слишком громкие звуки смартфоны или планшетные компьютеры.
«Конечно, очень многое зависит от конкретной ситуации и от людей, однако школы испытывают замешательство при решении подобных вопросов, поскольку права их работников на вмешательство сейчас сомнительны. Учитель не должен ощущать себя наблюдателем, действия которого в случае нарушения закона ограничиваются лишь тем, что он вызывает полицию», – заявил Юрген Ракасельг.
При этом он подчеркнул, что целью нововведений никак не является проведение ежедневного контроля детей со стороны педагогов или обыски в классных комнатах. Речь идет о дополнительной возможности, которую можно применять лишь в случае обоснованных подозрений, первейшей целью все же остается сохранение в заведении домашней и дружелюбной обстановки.
«Да, в некоторых регионах Америки и Великобритании применяются довольно жесткие меры вплоть до того, что учителям разрешается ношение огнестрельного оружия в качестве рабочего инструмента. Мы здесь придерживаемся преимущественно направления Северных стран. Это вовсе не значит, что мы легкомысленно относимся к контролю за безопасностью, но мы никак не желаем породить в Эстонии какую-то гонку вооружений. Это только снизило бы общественное доверие и никак не способствовало бы укреплению безопасности», – подчеркнул Ракасельг.
Директор вильяндиской школы Кесклинна Ааво Соопа сообщил, что наслышан о подготовке вышеупомянутой поправки и в принципе считает ее правильной. Согласно его разъяснениям, в настоящее время у учителя действительно отсутствует право осматривать личные вещи учащихся. Точно соблюдая закон, в случае возникновения подозрений и желании обыскать, следует вызывать в школу родителя или полицию.
Во имя ясности
«Я не вижу здесь большой проблемы, поскольку в основном учителя способны посредством своего авторитета успешно разрешать ситуации. Вдобавок учащиеся не всегда настолько хорошо знают законы, чтобы, опираясь на них, давать волю упрямству. Однако во имя ясности и во избежание недоразумений в будущем действительно нужно было бы, чтобы закон расширил права работников. Ведь в обеспечении школьной безопасности в конце концов заинтересованы все», – размышляет Ааво Соопа.
комментарий
ААВО СООПА
Директор вильяндиской школы Кесклинна
Учителям не хватает решимости. При обеспечении порядка они становятся все осмотрительней, поскольку опасаются неприятных разбирательств. Если хрупкая учительница один раз оказывается обруганной высокорослым и горластым отцом по какому-нибудь довольно пустяковому поводу, следующий раз она сто раз подумает, прежде чем что-то предпринять.