Все вопросы, касающиеся более года длившейся операции по освобождению Эстона Кохвера, были решены в минувшую пятницу. Это стало возможным после того, как президент Тоомас Хендрик Ильвес помиловал Алексея Дрессена, отбывающего срок за государственную измену, а российский президент Владимир Путин – «шпиона» Кохвера.
История Кохвера закончилась в духе «Мертвого сезона»
Таким образом, после того как главы государств подписали соответствующие документы, обмен Кохвера на Дрессена, который планировалось провести в субботу на пограничном мосту через реку Пиуза, стал уже технической формальностью. Полиция безопасности во избежание непредвиденных ситуаций приняла соответствующие меры. Сюрприз преподнесла российская сторона, пригласив журналистов.
С момента своего задержания Кохвер знал о существовании плана по его обмену. Его коллеги из Полиции безопасности в течение года предпринимали соответствующие шаги, встречались с коллегами из ФСБ России, обсуждали детали обмена, обменивались формальностями, связанными с разведывательной деятельностью.
Обменять Кохвера на бывшего сотрудника КаПо Дрессена, осужденного за госизмену, ФСБ хотела с самого начала. К Херманну Симму, которого также судили за госизмену, восточные соседи не проявили ни малейшего интереса. Во-первых, Симм был агентом внешней разведки России, во‑вторых, он не «свой», а эстонец.
Как альтернативный мог обсуждаться вариант обмена на Владимира Вейтмана, бывшего офицера КГБ и сотрудника КаПо, но у него совершенно иная «весовая категория». В КаПо Вейтман был техническим сотрудником среднего звена, к тому же он пенсионер. Дрессен же в прошлом был руководителем Вируского региона, был направлен на повышение и переведен в Таллинн, где возглавил отдел контрразведки КаПо, в мире разведки это самый высокий уровень.
То обстоятельство, что в КаПо Дрессен с поста руководителя отдела контрразведки вскоре был смещен и стал рядовым сотрудником, специализировавшимся на радикал-националистах, в данном случае особого значения не имело. В информационной войне «возвращение домой» уроженца Риги Дрессена имело большое значение, и в интересах игры Москва с гордостью сообщила об этом в новостях, упомянув, что разоблачение секретных материалов ЦРУ продолжалось в течение 20 лет.
Тревожное утро
Хотя с обеих сторон спецслужбы демонстрировали готовность к обмену, для того, чтобы он состоялся, требовалось время. В России предстояло в судебном порядке решить т.н. дело о шпионаже. После того как в августе этого года Псковский суд вынес решение по делу Кохвера, все препятствия были устранены.
Кохвер, для того чтобы не затягивать дело и дать возможность Путину помиловать его, отказался подавать апелляцию на обвинительный приговор суда. Дрессен, отбывающий наказание в Тартуской тюрьме, ждал своего освобождения и отправки в Россию.
Россия была заинтересована в том, чтобы в срочном порядке уладить дело Кохвера, доставлявшее в международных отношениях немало хлопот. После вступления в силу приговора суда дело сразу же сдвинулось. Накануне встречи президентов США и России Путин не хотел, чтобы на него оказывали давление по мелочам. После вынесения Кохверу обвинительного приговора и разыгранного СМИ спектакля этот казус с сотрудником Полиции безопасности Эстонии, являющийся, с точки зрения Путина, обременительным мелким делом, перестал был актуальным.
При достижении договоренности одно из основных условий, выдвинутое российской стороной, состояло в том, чтобы Эстония позволила семье Дрессена беспрепятственно переехать в Россию. Эстонии пришлось пойти на это, и после обмена родные Дрессена уже встречали его на новой родине.
Супруга Дрессена Виктория, работавшая до ареста мужа у отличающегося радикальными взглядами эстонского предпринимателя агентом по продажам, отделалась условным сроком, и с гордостью сообщила российским журналистам: «Я знала, что русские своих не бросают!»
Субботним утром на пограничном пункте Койдула царила напряженная атмосфера. На закрытый на некоторое время для обычных граждан погранпункт вместе с Дрессеном, у которого при себе не было ни одной личной вещи, прибыли сотрудники Полиции безопасности. На российской стороне стоял черный «Мерседес», в котором находился Кохвер.
С российской стороны первым на мост через реку Пиуза вступил высокопоставленный сотрудник ФСБ, с эстонской стороны навстречу ему направился заместитель директора Полиции безопасности по контрразведке Александер Тоотс, активно занимавшийся в последнее время согласованием деталей обмена.
После того как состоялся обмен формальностями и документами, они вернулись к автомобилям, в которых находились главные действующие лица. Символическим завершением процесса можно считать тот факт, что рядом с вышедшим из микроавтобуса Дрессеном находился Тоотс. В свое время они вместе работали в КаПо в Вирумаа и Таллинне, и именно Тоотс уличил Дрессена в госизмене.
На этом мосту история наконец завершилась. Когда Дрессен, удаляясь, махнул было на прощание своему бывшему подчиненному, затем начальнику, ответ был холодно формальным – ты в прошлом. Отработанный материал.
«Всем спасибо!»
В этот момент Кохвер двигался в направлении Эстонии, где его ждали коллеги и начальство. Кохверу еще предстояло рассказать коллегам об обстоятельствах своего задержания, а также о том, о чем шла речь на допросах. Только после пресс-конференции, на которой он поблагодарил всех, кто способствовал его освобождению, Кохвер смог встретиться со своей семьей – с женой и четырьмя детьми.
Ради того, чтобы в московской тюрьме иметь возможность видеть их фотографии, ему пришлось пройти через серьезные испытания, устроенные коллегами из ФСБ. Но теперь все это позади.
«Мы, несомненно, в плюсе», – порадовался один человек, имевший отношение к обмену, имея в виду, что обвиненный в шпионаже Кохвер провел в России год, а Дрессен, на которого его обменяли, отсидел в Эстонии три года. И если бы не обмен, то Дрессен еще долго отбывал наказание в тюрьме за деньги налогоплательщиков.
В России госизменника Дрессена встретили как героя, еще на мосту через Пиузу корреспондент телеканала «Россия-РТР» протянул микрофон. «Ощущения очень радостные. В момент, когда встретились на мосту, появилось ощущение, что наступило полное освобождение», – сказал человек, изменивший эстонскому государству.
Вечером Дрессена ждал торжественный ужин в кругу семьи и сотрудников спецслужб, причастных к обмену. Надо полагать, что в России, где живут родственники жены, Дрессена ждет работа в каком-нибудь учреждении, имеющем отношение к ФСБ.
Кохвер продолжит работу в Полиции безопасности.
«К счастью, все закончилось, – сказал Postimees чиновник, причастный к спецоперации. – В операции по освобождению Кохвера проявлено несравненно больше находчивости, чем в истории его провала».
Хронология: что происходило с Эстоном Кохвером в последний год
Российские спецслужбы похитили Эстона Кохвера с эстонской территории 5 сентября прошлого года. Postimees составил хронологию событий.
• 5 сентября 2014 года
09.00 Недалеко от пограничного пункта Лухамаа, Выруский уезд, неизвестные люди захватили исполнявшего служебные обязанности сотрудника Полиции Безопасности Эстона Кохвера и, применив силу и угрожая оружием, доставили его в Россию. Похищению предшествовали помехи в радиосвязи, которые шли с российской стороны, и использование дымовых гранат.
13.00 Представители погранслужб Эстонии и России проводят совместный осмотр места происшествия, в ходе которого обе стороны признают факт, что нарушение границы произошло с российской стороны в Эстонию и обратно в Россию. Это зафиксировано в акте, который подписывают присутствующие на месте чиновники.
15.41 Полиция безопасности и Государственная прокуратура направляют в СМИ совместное пресс-сообщение, которым информируют общественность о случившемся.
18.30 Российское новостные агентства Interfax и RIA Novosti распространяют сообщение Федеральной службы безопасности России, согласно которому сотрудники ФСБ в ходе операции задержали в Псковской области сотрудника эстонского КаПо. Спецслужбы уточнили, что задержанным является Кохвер, причем, по их информации, он был задержан на российской территории.
19.59 КаПо утверждает, что Кохвер был похищен из Эстонии.
• 6 сентября. Лефортовский районный суд Москвы по ходатайству ФСБ выносит решение об аресте Кохвера, подозреваемого в шпионаже. Его помещают в тюрьму Лефортово.
• 10 сентября. Эстония принимает решение нанять для защиты Кохвера российских адвокатов Марка Фейгина и Николая Полозова, которые стали известны работой по защите членов группы Pussy Riot.
• 11 сентября. Следственный комитет ФСБ предъявляет Кохверу обвинение в шпионаже.
• 15 сентября. Защитники Фейгин и Полозов встречаются с Кохвером в Лефортово.
• 17 сентября. Кохвер отказывается от нанятых для него Эстонией адвокатов. Россия назначает ему защитника Евгения Аксенова.
• 31 октября. Лефортовский районный суд Москвы продлевает срок содержания Кохвера под стражей до 5 января 2015 года.
• 15 ноября. Кохвер впервые с момента своего похищения получает возможность поговорить со своей женой по телефону.
• 29 декабря. Лефортовский районный суд Москвы продлевает срок содержания Кохвера под стражей до 5 апреля 2015 года.
• 2 апреля 2015. Лефортовский районный суд Москвы продлевает срок содержания Кохвера под стражей до 5 июня 2015 года.
• 20 апреля. Следственный комитет предъявляет Кохверу новые обвинения в контрабанде оружия и незаконном пересечении государственной границы.
• 26 мая. Уголовное дело прибывает из Москвы в Псковский областной суд.
• 8 июня. В Псковском областном суде начинается рассмотрение дела Кохвера. Суд выявляет ошибки следствия и возвращает материалы назад в прокуратуру. Суд продлил срок содержания Кохвера под стражей до 8 августа.
• 13 июля. Уголовное дело Кохвера возвращается в Псков.
• 17 июля. Псковский областной суд продлевает срок содержания Кохвера под стражей до 8 октября.
• 24 июля. В судебном процессе Кохвера меняется судья.
• 27 июля. Псковской областной суд возобновляет слушания по делу Кохвера.
• 29 июля. Адвокат Кохвера Евгений Аксенов сообщает, что больше не будет до окончания процесса передавать информацию прессе.
• 7 августа. Прокурор требует для Кохвера 16 лет тюрьмы. Суд сообщает, что огласит приговор 19 августа.
• 19 августа. Псковский областной суд приходит к выводу, что вина Кохвера доказана в шпионаже, нелегальном пересечении границы, владении оружием и его контрабанде, и за это ему назначается наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием в тюрьме строгого режима. Кроме того, он должен уплатить штраф в размере 100 000 рублей, то есть 1375 евро.
• 4 сентября. Поскольку Кохвер не обжаловал решение Псковского областного суда, приговор вступает в силу. По словам пресс-секретаря Федерального департамента исполнения наказания, на определение места отбытия наказания требуется 10 дней с момента вступления приговора в силу.
• 5 сентября. Прошел год с момента похищения Кохвера.
• 16 сентября. Работник посольства Эстонии в Москве обратился в российский МИД и передал ноту, в которой содержался запрос о месте нахождения Кохвера.
• 23 сентября. Утром Министерство иностранных дел Эстонии сообщает, что после неоднократных обращений к властям России посольство Эстонии в Москве получило письмо от Департамента тюрем России, подписанное 11 сентября, согласно которому Кохвер находится в Бутырской тюрьме в Москве. В тот же день вечером пришло сообщение, что утреннее сообщение не верное, и Кохвер на самом деле находится в Лефортово.
• 26 сентября. Сотрудник Полиции безопасности Эстон Кохвер обменян на мосту через реку Пиуза (русское название реки – Пимжа) на обвиненного в государственной измене Алексея Дрессена.
КОММЕНТАРИИ
Райво Аэг,
депутат Рийгикогу (IRL), бывший генеральный директор КаПо
Я несколько удивлен, что официальные власти России пожелали обменять сотрудника Полиции безопасности Эстона Кохвера именно на осужденного в Эстонии Алексея Дрессена. Скорее я был убежден, что Россия захочет обменять Кохвера на другого, также осужденного за шпионаж и измену, а именно – Владимира Вейтмана, поскольку он все же в свое время был офицером КГБ.
Не стоит принимать всерьез утверждения российских спецслужб о том, что Дрессену в результате незаконной деятельности удалось передать России «гигантский объем ценных документов о секретных операциях ЦРУ и МИ-6 в Балтийских странах против России».
Хотя у Дрессена в пору работы в Полиции безопасности и был доступ к известному объему документов, он все же работал в сфере борьбы с радикалами и терроризмом, которая для российских спецслужб большого интереса как раз не представляет. В этой сфере страны так и так сотрудничают между собой, и ничего особо секретного, что могла знать только Эстония, эта сфера в себе не таит.
Евгений Аксенов,
адвокат, бывший защитник Эстона Кохвера в России
Я рад, что Эстон вернулся домой. Я узнал о его освобождении в субботу из прессы. Мне кажется, что обмен Кохвера и Алексея Дрессена готовился не на политическом уровне. Думаю, что министерства иностранных дел (России и Эстонии) или посольства ничего об этом не знали. Свои контакты, свои переговоры – могу предположить, что КаПо и ФСБ давно договорились об этом обмене. Такие операции не готовятся за один день. Но не нужно искать в случившемся какой-то политической подоплеки.
Марк Фейгин,
адвокат, первый защитник Эстона Кохвера в России
Эстона Кохвера обменяли. Все это произошло до визита Владимира Путина в ООН. История Кохвера была очень запутанной игрой спецслужб, но обычно к таким делам привлекаются все политические уровни, и прежде всего – на стадии ведения переговоров и обмена. Я рад за Кохвера и за Эстонию, которая настолько последовательно требовала его освобождения. И я очень надеюсь, что наше с Николаем Полозовым участие в этом деле не было бесполезным.