Здорово, что Эстон Кохвер вернулся домой к жене и детям. Теперь можно задавать неудобные вопросы Полиции безопасности (КаПо). До сих пор делать этого не надо было по той простой причине, что не стоит раскрывать карты, пока не достигнута главная цель, и наш человек не оказался в безопасности.
Яанус Пийрсалу: провал КаПо в деле Кохвера
Все закончилось, конечно, благополучно, но если рассматривать этот случай в целом, то иначе, как провалом Полиции безопасности, его не назовешь. Прежде всего, КаПо не смогла оценить растущую агрессивность России и позволила похитить Эстона Кохвера (будем исходить из версии самой Полиции безопасности). В довершение всего государственный изменник Алексей Дрессен избежал заслуженного наказания.
Да, не хочется верить, что российское спецподразделение могло пересечь границу и похитить сотрудника Полиции безопасности. Но ведь для того и существуют наши спецслужбы, чтобы они могли предвидеть такие ситуации.
А если бы проникшее через границу спецподразделение имело намного более серьезное задание, которое привело бы к реальным жертвам? Тогда общественность тоже удовлетворилась бы объяснениями типа «мы не могли этого предвидеть, вы ведь знаете, что это не согласуется с принятыми в мире разведки неписаными правилами»?
Мне трудно разделить радость, которую выразил пожелавший остаться неназванным «человек, имевший отношение к обмену», заявивший, что «мы, несомненно, в плюсе. Имея в виду, что обвиненный в шпионаже Кохвер провел в России год, а Дрессен, на которого его обменяли, отсидел в Эстонии три года».
Мол, как замечательно, мы больше не тратим на Дрессена деньги налогоплательщиков. Но в таком случае можно было бы сразу после суда довести его до моста через Пиузу, пожать руку и передать России.
Известно, что в работе разведчика не может быть никаких гарантий, но именно поэтому нет смысла приукрашивать ситуа-цию: в этот раз ФСБ России обошла Полицию безопасности Эстонии. В этом нет ничего постыдного, если учесть, как до этого КаПо обставляла ФСБ, организацию, во много раз мощнее эстонской.
Все мы чувствовали бы себя более уверенно, если бы Полиция безопасности и министр внутренних дел вместо того, чтобы хвастаться, как замечательно получилось с возвращением Кохвера (что верно, то верно!), ответили на вопрос (хотя бы специальной комиссии КаПо), какие выводы сделаны из этого случая. Провал Полиции безопасности – это слишком серьезное дело, чтобы продолжать делать хорошую мину при плохой игре.