Средняя Эстония: ничего среднего

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
По старинным аллеям, под зелеными сводами.
По старинным аллеям, под зелеными сводами. Фото: Вера Копти

Существует несколько разных Эстоний: живописная южная, с горами и долинами, романтическая западная, с самыми большими островами, суровая северная, с известняковым глинтом над морем. Особняком стоит восток, где на севере Нарва, а на юге – сету. А посередине что?

Каждый год Центр развития туризма EAS проводит интереснейшие поездки по Эстонии для журналистов. Благодаря этим поездкам мы рассказываем своим читателям о местах, про существование которых они ничего не знали. За последние лет пять мы, кажется, объездили всю страну. Но вот – новая программа и новый маршрут: Kesk-Eesti, Средняя Эстония.

Незаслуженно забытые

Спрашиваю у организатора поездки, руководителя внутренними туристическими направлениями EAS Эллен Эйги-Панкевичиене: чем же может удивить знакомая всем «средняя» часть страны? Развалинами средневековых крепостей в Вильянди и Пыльтсамаа? Отреставрированной Белой башней в Пайде? Памятником паровозу в Тюри? Вот, пожалуй, и все, что приходит на ум. Да и природных красот там вроде не очень много...

«Да, средняя Эстония многими незаслуженно считается малоинтересной. Именно поэтому делом нашей профессиональной чести было найти в этой части страны интересные места, которые стоит посетить, и доказать, что в средней Эстонии множество достопримечательностей и еще больше интересных людей, делающих свои городки и хутора заметными на туристической карте страны. Надеюсь, нам это удалось», – ответила Эллен.

Я абсолютно с ней согласна: нам не просто показали интересные места, нас познакомили с людьми, каждый из которых – настоящее сокровище. Это энтузиасты, готовые говорить о своем деле часами и делиться опытом и открытиями со всеми гостями, в том числе и на русском языке. Что, согласитесь, немаловажно.

На велосипеде или на собаках

Опытный гид по имени Берт из фирмы 360 kraadi руководил нами, абсолютными дилетантами, когда мы с приключениями вроде неожиданно упавших в воду подгрызенных  бобрами деревьев сплавлялись на каноэ по реке Ягала, а потом, надев плоские «болотоступы» – специальные короткие широкие лыжи, – преодолевали кочки живописного болота Сели.  

 Хелле Кальюла, хозяйка питомника хаски и маламутов в Рапламаа, не только посвятила нас в тайны воспитания и содержания умнейших ездовых собак, но и разрешила вволю наобниматься с этими дружелюбными созданиями, а также спеть с ними хором. Как гласит один из девизов питомника, «наши собаки не воют, они поют».

Кузнец Харри из кузницы, которая находится в отреставрированной мельнице с грибным названием Puravik близ деревни Вальту тоже в Рапламаа, показал, как с помощью старинных инструментов можно не только выковать гвоздь или ворота, но и создать настоящие произведения искусства.

Энтузиаст Вальдо Прауст из поселка Вяэтса Ярваского уезда – не просто коллекционер. Он собрал и отреставрировал около семисот велосипедов, более сотни из которых выставил в музее, созданном на свои собственные средства в доме бывшего волостного старейшины. И коллекция, и здание достойны отдельного рассказа.

Фермеры и бункеры

Как оказались в средней Эстонии ламы-альпаки и как содержать их в домашних условиях, рассказали нам Имре и его милая жена. Их ферма Wile находится в Ярваском уезде на хуторе Пяртсааре. На ощупь альпачья шерсть гораздо нежнее овечьей, а сами грациозные альпаки – народец пугливый и нелюдимый.

Мы стали гостями рыбаков из деревни Вальма Вильяндиского уезда, куда приплыли на настоящем рыбацком паруснике. В Вальма живет рыбак Марко –  абсолютная копия своего далекого предка, средневекового жителя этих мест, которого так и зовут Valmamees. Его скульптурный портрет по найденному археологами в Вальма черепу воссоздал гениальный советский антрополог Герасимов.

Бункер лесных братьев Эннуксемяэ находится в волости Тарвасту Вильяндиского уезда. Он восстановлен в 2010 году и пользуется популярностью не только у иностранцев, живо интересующихся историей сопротивления советской власти, но и у любителей экстремального туризма. Туда ночью, при свете факелов нас отвел краевед и энтузиаст Олев Каллас.

Семейная чета Айвар и Тийу Сийм выращивают, собирают и сушат лекарственные травы. Их хорошо поставленный бизнес в последние годы дополнился маленьким спа-отелем. Айвар – энциклопедия лекарственных трав, а его супруга – большой знаток их кулинарных свойств.

Королевство Олуствере

Честное слово, мне было трудно выбрать, с кого или с чего начать ваше знакомство со средней Эстонией. А поразмыслив, решила, что первым будет рассказ о ... целом государстве. Вы удивлены? Но именно так называют поселок Олуствере, где находится и одна из красивейших мыз Эстонии, и одна из самых больших, если не самая большая, профессиональная школа Эстонии. Где кончается поселок и начинается мыза, а где кончается мыза и начинается школа, совершенно непонятно. Они, похоже, взаимно проникают друг в друга. Мастерские мызы – стекольная, керамическая, ткацкая, хлебопекарная – открыты и для учащихся, и для нас с вами, любопытных туристов из других городов Эстонии.

Олуствереская профессиональная школа дает своим ученикам 14 профессий на базе основного образования и

12 на базе среднего: от пасечника до механизатора и от повара до секретаря. На школьном хуторе выращивают рожь, пшеницу и овес, рапс и картофель, яблоки, цветы и ягоды. На скотном дворе содержатся свиньи (здоровые, слава богу), лошади, козы и овцы, и даже ламы (опять эти ламы!).

На огромной территории (а школе принадлежит 507 гектаров земли) чего только нет, начиная от каменных амбаров и складов, заканчивая скотным двором и хутором, территория которого, между прочим, в эту площадь не входит. На хуторе трудятся семь человек: преподаватели сельхознаук и практиканты.

В одном амбаре пекут хлеб, в другом – выставка мастерски сделанных чучел птиц, обитающих в Эстонии, которой может позавидовать столичный Музей природы, а в третьем – дело всей жизни гениального резчика по дереву Вольдемара Лухта, о котором я расскажу отдельно. А еще пруды с утками и мостиками,  по хитроумной технологии еще в начале ХХ века соединенные в единую водную систему, тенистые аллеи, парк в английском стиле, чистые ручьи и причудливые колодцы, маленькие пряничные домики, где живут (именно живут, а не находятся!) мастерские, в которых мастерицы создают необыкновенные вещицы в духе пэчворка, только несколько сюрреалистического.

Как спасти имение

Между прочим, ко всей этой красоте с трех сторон, от Вильянди, Таллинна и Сууре-Яани, ведут три аллеи, засаженные, как водится в дворянских усадьбах, вековыми деревьями.

Первое упоминание о поместье относится к XVI веку, а первым хозяином Олуствере был небезызвестный  Якоб де ла Гарди, владелец множества домов и поместий в Эстонии. Затем началась чехарда, в процессе которой мыза передавалась из рук в руки, пока дочь очередного хозяина Анна Фредерика не вышла замуж за шведского дворянина Карла Густава фон Ферзена.

Их сыну был пожалован графский титул, а внук новоиспеченного графа Николай стал церемониймейстером и адъютантом Великого князя Владимира Александровича. Усадьба, доставшаяся ему в наследство, была в плачевном состоянии, и граф, чтобы получить деньги на восстановление родового гнезда, пошел на брак по расчету и в 1893 году женился на княжне Софии Долгорукой.

Через несколько лет Олуствере было не узнать: напротив старого господского дома, который, кстати, до сих пор цел, хотя и пуст, появился новый дом, построенный по проекту английского архитектора Арчибальда Мак-Ферсона, больше похожий на замок.  Долгое время Олуствере было единственным в Эстонии поместьем с электрическим освещением, центральным отоплением и водоснабжением.

В 1919 году усадьба была национализирована молодым эстонским государством, а через год в Олуствере открыли сельскохозяйственную школу. Это и спасло поместье от забвения и разорения. Между прочим, все эстонские мызы, где надолго поселились школы, находятся в отличном состоянии. В 1985 году для школы было построено новое здание. Оно находится немного в стороне и своим современным обликом совсем не портит романтическую мызную атмосферу. Постепенно здание уже новой школы прирастало разнообразными пристройками, и сейчас является самым длинным в Эстонии школьным зданием – 195 метров. Представляете? В ее коридорах впору устраивать соревнования по спортивному ориентированию на местности.

А  фасад главного дома заканчивают реставрировать. Там сейчас действует туристический центр и ресторан, в котором проходят свадьбы и другие торжества. Впечатляют роскошная парадная лестница, подлинная люстра в стиле югенд и антикварная мебель, которой пользовались последние Ферзены. Даже большая часть оконных стекол сохранились со времени строительства дома в 1910 году. На камине возлежит чучело рыси, остроумно украшенное галстуком-бабочкой.

Олуствере в банках

Раз в год, в сентябре, Олуствере превращается в место паломничества сладкоежек и любителей домашних овощных заготовок. Домашние мастера и владельцы маленьких семейных предприятий продают, выставляют на конкурс и, естественно, предлагают продегустировать свои шедевры.  Если говорить о варенье, то в Олуствере можно найти мармелад из цветков сирени и джем из лука, моркови или огурцов, яблочно-шоколадное варенье, а также загадочные варенья с подходящими названиями: «смерть насморку», «клюквенный азарт», «только для мужчин», «скошенная трава», «варенье из чертовой ягоды»...

В этом году 26 сентября в одиннадцатый раз проводилась ярмарка варенья и в первый раз – конкурс  домашних заготовок в рамках фестиваля Eesti toit, который проходит в этом месяце по всей стране. На конкурс было представлено 55 наименований домашних заготовок, сладких и соленых, острых и неострых, а также с экзотическими вкусами.

Строгое жюри, состоящее из журналистов газеты Maaleht и технологов предприятия Põltsamaa Felix выбирали лучшее из лучших, вкуснейшее из вкусных. Домашние заготовки всегда были в Эстонии популярны, и хорошо, что остаются таковыми, несмотря на обилие стеклянных банок с огурцами, перцем и прочей снедью на магазинных полках.

В тот же день в Олуствере проводились международные соревнования... пахарей.  Да, вот так живет старая мыза сегодня.  Мы только начали знакомство со средней Эстонией и продолжим его в ближайших номерах.

Наверх