Cообщи

Французское Средиземноморье: Антиб

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Замок Гримальди, в котором теперь находится музей Пикассо.
Замок Гримальди, в котором теперь находится музей Пикассо. Фото: www.rentrivierapropertymanagement.com

Во время Каннского кинофестиваля большинство звездных особ живет не в Каннах, а в находящемся неподалеку фортификационном городке Антиб. Здесь очень спокойная и умиротворяющая атмосфера, нет молодежи, а значит, и отдых актерам и продюсерам обеспечен.

Антиб можно любить не только за спокойствие и тишину, но и за его естественную буржуазность. Честно говоря, ни в Ницце, ни в Монако такого ощущения нет. В Антибе, как и в Биаррице, пахнет «старыми деньгами».

Все в сад!

Когда-то портовый городок на средиземноморском побережье привлек внимание любителей прекрасного своим отличным климатом, сосновым лесом и песчаным пляжем. В XIX веке город стал невероятно популярен среди обеспеченных людей со всей Европы – многие из них купили в Антибе землю и построили многоэтажные красивые виллы.

Каждый дом имел свою изюминку – у кого-то на территории была потрясающая терраса, а кто-то украсил балконы и окна эксклюзивными коваными элементами. Одному из самых знаменитых жителей города – Густаву Тюре – Антиб обязан своим замечательным парком. Открыв для себя красоту этого городка на Лазурном берегу, Густав немедленно решил там обосноваться. В 1857 году он купил пять гектаров земли, на которых построил виллу, и начал заниматься саженцами.

Местные жители прозвали его безумным ботаником, потому что идея создания ботанического сада казалась им бессмысленной – зачем, если они и так живут в необыкновенно красивом месте? Но через пару лет кропотливой работы усилия Густава Тюре были замечены горожанами: повсюду начали появляться невиданной красоты пальмы, кипарисы и эвкалиптовые деревья. Про волшебный сад в портовом городе Антиб начали говорить всё чаще, сюда потянулись знаменитости и буржуазия.

Антиб облюбовали писатели и художники, и своей книге о путешествиях 1868 года Жорж Санд говорила, что сад Тюре по праву можно назвать самым красивым садом, который она когда-либо видела. Сегодня, почти 150 лет спустя, слава ботанического сада Тюре не померкла. Здесь растет примерно 2500 видов растений, многие из которых привезены из экзотических мест, например, Мексики, Африки или Чили.

Не упустил возможности посетить Антиб и заглянуть в культовый сад и Пабло Пикассо, к тому моменту уже знаменитый художник. Пикассо оценил спокойствие и тишину прибрежного города и решил там ненадолго задержаться. Ему разрешили творить и жить в замке Гримальди, который успел побывать и резиденцией епископа, и жилищем губернатора, и мэрией, и казармой… Естественно, живали здесь и сами Гримальди.  

Как Пабло отблагодарил Ромуальда

Стоит упомянуть, что история города Антиб берет начало в V веке до нашей эры, а основали его греки. Они назвали город «Антиполис», то есть «город напротив». Римляне также облюбовали и укрепили это место, долгое время остававшееся единственным хорошо укрепленным фортом Средиземноморья. Во II веке город был переименован местным епископом в Антигуль, а после – в Антиб.

Есть основания полагать, что монументальное сооружение –вышеупомянутый замок Гримальди – было построено из оставшихся от римских развалин и греческих храмов камней. Когда в 1925 году практически полностью разрушенный замок был выставлен на продажу, город выкупил его, основал в замке музей и назначил на пост хранителя музея местного знатока романских языков – профессора Ромуальда Дор де ля Сушера, благодаря которому город приобрел еще и статус музейной Мекки французского Средиземноморья. Именно Сушер предложил Пикассо использовать часть замка в качестве мастерской.

Пикассо пробыл в Антибе полгода и в качестве своеобразной платы оставил музею множество своих работ – 23 картины и 44 рисунка. Не стоит говорить о том, что такому богатству сразу же нашли применение: 22 сентября 1947 года в музее состоялась официальная церемония открытия зала Пикассо, а в 1966 году замок Гримальди стал первым в мире полноценным музеем художника.

А вообще музейная коллекция состоит из картин, скульптур, барельефов, коллажей, эстампов, набросков, керамики и фотографий. С некоторых пор здесь выставляют Миро, Эрнста, Модильяни. Энергетика в этом музее просто сумасшедшая, и вид на Антиб и море с многочисленных террас открывается потрясающий.

Пища духовная, пища телесная

Любителям приключений стоит захватить в Антиб не только плавки, но и удобную обувь: на горе около города стоит самая важная для местных моряков церковь. Дорожка к церкви Нотр-Дам-де-Гаруп проходит через сосновый бор, подъем занимает минут тридцать-сорок, в зависимости от подготовки поднимающегося. Невзрачная с виду, множество раз перестроенная небольшая церквушка названа в честь Богоматери. Это место считается знаковым: вот уже которое столетие моряки приходят сюда, чтобы поблагодарить за спасение во время кораблекрушения или же с просьбой о помощи.

В знак благодарности многие из них приносят дары, коих за многие века здесь накопилось предостаточно. Стены украшены керамическими фигурками, письмами, картинами, фотокарточками и моделями кораблей. Здесь находятся мраморные плиты со словами благодарности мореплавателей, а также реликвии, вывезенные французскими военными из Севастополя в 1853 году. Наиболее важными из них являются древние иконы, деревянный крест и шелковая плащаница семьи Воронцовых. В церкви царит невероятная атмосфера спокойствия и умиротворения.

Как и во многих французских городках, в Антибе есть места, не нуждающиеся в рекламе. Одно из них – ставший уже культовым ресторан Bacon. Около 60 лет назад ресторан основала семья Сорделло, но тогда вместо традиционного средиземноморского рыбного супа здесь подавали пиво и домашний лимонад. По прошествии лет кухня ресторана и его позиция в рейтинге Мишлен поменялась. К столу подается свежевыловленная рыба, и в зависимости от улова вы можете попробовать лангустов, барабульку, дораду, сибаса, солнечника, налима. Но одно блюдо остается в меню неизменным – это королевский буйабес.

Марсельская уха пришла на кухню этого ресторана, как вы понимаете, из Марселя. Изначально буйабес являлся дешевым супом рыбаков: делали его из оставшегося вечером после продажи улова. Теперь такие смеси из «неликвидной» рыбы, которую просто так к столу не подают, можно купить во французских рыбных лавках или на рынках, но когда-то рыбные остатки не продавали, так как считали едой бедняков.

В Bacon варят сразу тридцать литров супа в день, на что уходит примерно 12 кг мелкой рыбы и костей (бульон), около 1,5 кг крупной рыбы на человека (ее подают в бульоне порционно), 2,5 кг лука, три бутылки вина, ну и по мелочи – томатная паста, помидоры, приправы и свежие травы. На приготовление бульона уходит несколько часов, и заказывать его нужно за три дня. К супу подают отваренный картофель, холодное белое вино, чеснок, соус руй, сделанный из оливкового масла, желтков, чеснока, приправ и шафрана, а также гренки.

Райская скала

После такого сытного обеда рекомендуется отправиться в такой же легендарный Hotel du Cap Eden-Roc, один из самых известных и дорогих на Лазурном берегу. В 1870 году основатель французского журнала Figaro решил построить на мысе Антиб элегантный отель для сотрудников своего издания и многочисленных друзей-писателей. Гостиница изначально имела название Villa Soleil, то есть Вилла Солнца.

До 1914 года отель, который вскоре переименовали в Hotel du Cap, был непопулярен летом, так как в летние месяцы приезжать на Лазурный берег аристократы не любили. Именно это побудило нового владельца отеля вырубить в прибрежной скале бассейн, который заполняли морской водой – таким образом он надеялся привлечь новых клиентов. В том же 1914 году построили дополнительное здание – ресторан Eden Roc.

Удобное местоположение отеля, отличные виды, открывающиеся с его балконов, а также великолепный сервис стали привлекать на мыс Антиб все больше и больше посетителей, среди которых были и Марлен Дитрих, и Бернард Шоу, и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, и Хемингуэй, и герцог Виндзорский, и Марк Шагал, который, к слову, никогда не подписывал счета, так как боялся, что кто-то скопирует с них его подпись и начнет подделывать картины. Ресторанное меню бесплатно оформил Пикассо.

Еще большую популярность отель получил в 1939 году, когда прошел первый  Каннский кинофестиваль. На тот момент банкет в отеле привлек не так уж много звезд, зато сейчас приглашение на вечеринку в честь открытия фестиваля просто невозможно достать, если вы не Карл Лагерфельд или не Шэрон Стоун. Последняя, кстати говоря, как-то заказала себе в номер 50 литров шампанского и арфиста. И все бы ничего, если бы это не происходило в два часа ночи.

Антиб стоит посетить не только ради превосходного супа и роскошного отеля, музея Пикассо или старинной рыбацкой церкви, а ради его духа. В городке практически ничего не изменилось – хоть старинные виллы и переделали в бутиковые отели, но в гавани всё так же продолжают торговать рыбой и морепродуктами, большие и маленькие суда экспортируют в прибрежные страны сухофрукты, соль, масло и рыбу, а звезды до сих пор приезжают сюда во время Каннского кинофестиваля.

Наверх