Новый посол - Яанусу Пийрсалу: ближайший сосед важнее дальнего родственника

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яанус Пийрсалу.
Яанус Пийрсалу. Фото: Peeter Langovits

Было бы идеально, если бы парламенты России и Эстонии успели ратифицировать договоры о границы еще в этом году, заявил в объемном интервью, данном в Москве журналисту Яанусу Пийрсалу, новый посол России в Эстонии Александр Петров, приступивший вчера, 12 октября, к своим обязанностям.

Председатель Госдумы России Сергей Нарышкин несколько месяцев назад заявил в интервью латвийскому телевидению: «Балтийские страны самостоятельные, суверенные и независимые государства. И мы бы хотели восстановить с ними диалог и нормальные отношения». Каковы могли бы быть в нынешней политической ситуации эти нормальные отношения? Видите ли вы вообще какие-то положительные перспективы?

Для начала хочу честно признаться, что на протяжении всей своей долгой дипломатической карьеры я, к сожалению, никогда не бывал в Балтийских странах – ни в советское время, ни когда-либо позже. Это должно объяснять мой живой интерес на месте посмотреть, как и чем живет Эстония, каким образом создаются наши двусторонние отношения, познакомиться с людьми, работающими в сфере двустороннего сотрудничества, чтобы узнать их настрой.

Одним словом, своими глазами увидеть то, о чем пишет пресса, и попытаться сформировать свое личное мнение по тому или иному вопросу. Это крайне необходимо любому послу, чтобы объективно информировать руководство своей страны о ситуации в стране пребывания и представить продуманные и обоснованные предложения относительно развития двусторонних отношений.

Взаимоотношения наших стран переживают сейчас не лучшие времена. Проблемы существуют, и они прекрасно известны. Я  предполагаю, что в интересах обеих сторон было бы начать поиски взаимно устраивающих друг друга решений.

На днях я встретился с недавно прибывшим в Москву новым послом Эстонии Арти Хилпусом. Думаю, что имею право сказать, что мы оба были едины в понимании необходимости работать на позитив, двигаться вперед, способствовать выходу на те решения, которые вернут наши двусторонние отношения в русло взаимовыгодного сотрудничества. Хорошим примером стала беседа министров иностранных дел наших стран во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, которая в целом прошла в весьма конструктивном ключе.

Хочу добавить, что такое прямое двустороннее общение крайне важно и необходимо, особенно в такие сложные, как ныне, времена. И мы к этому готовы.

В ежегодных общественных опросах на тему, кого именно народ считает самыми главными врагами России, Эстония всегда оказывалась на довольно высокой позиции. Является ли Эстония, по вашему мнению, врагом России? (В ходе весеннего опроса Левада-центра 19 процентов респондентов упомянули Эстонию в числе пяти наиболее враждебных по отношению к России стран. Хотя еще в 2011 году так считали 30 процентов, а во время событий «бронзовой ночи» в 2007 году таковых было 60 процентов – Я. П.).

Разумеется, нет. Мы соседи. У нас общее прошлое. Существует такое выражение, что ближайший сосед важнее дальнего родственника.

Я убежден, что соседи призваны жить в мире, дружбе и согласии. К этому следует стремиться. Другого пути нет. Во всяком случае, направляясь в Таллинн, я настроен работать во имя этого. В этом я усматриваю самую важную задачу.

Покидающий свой пост посол России Юрий Мерзляков (уходит на пенсию – Я. П.) в своем интервью в преддверии ухода с поста заявил Postimees, что его целью было сделать все для того, чтобы подписать и ратифицировать договоры между Эстонией и Россией о границе. Какова же ваша цель в качестве посла? Каков мог бы быть для вас максимальный положительный результат?

Вряд ли работа Юрия Мерзлякова ограничилась лишь одной этой целью. Возможно, что кое-что осталось и не сделанным. Многое зависит от общего фона взаимоотношений и атмосферы, в которой они (отношения) развиваются. И особенно в последнее время в них присутствовала немалая наэлектризованность.

Но ведь для «позитивного максимума», как вы это называете, нет пределов. Это и расширение договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества, и усилия по стабилизации товарообмена, и расширение контактов в сферах науки, техники, культуры, образования, туризма и спорта. Нам есть чем заняться в плане обмена студентами, молодежью и школьниками. Важно продолжать и далее поддерживать взаимные партнерские отношения между регионами России и Эстонии.

Что вы прогнозируете, когда в Госдуме России дойдет дело до ратификации договоров о границе?

Здесь, как представляется, мы идем на шаг впереди эстонской стороны. Президент Российской Федерации уже внес законопроект о ратификации договоров о государственной границе в Госдуму, в то время как у вас эти договоры правительство еще только обсуждает. Важно синхронизировать этот процесс по времени.

И все-таки, есть ли у вас информация, когда обсуждение пограничных соглашений между Эстонией и Россией начнется в Госдуме?

Я не могу назвать конкретный срок, однако, важно, что дело дошло до ратификации. Ее необходимо довести до конца. Было бы идеально, если бы процесс ратификации завершился уже в этом году.  (Пресс-секретарь председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил на прошлой неделе Postimees, что никакой определенной даты пока не назначено – Я. П.).

Какие возможности открывает ратификация пограничных договоров в отношениях между Эстонией и Россией?

Например, откроют ли они путь  к заключению договора об отмене двойного налогообложения?

Вступление в силу договоров о границе стало бы конкретным и важным вкладом в дело нормализации двусторонних отношений. Можно вполне надеяться, что за этим шагом последуют и другие, в том числе и те, о которых вы говорите.

Вы упомянули, что никогда не бывали в Эстонии. Каковы же вообще ваши познания об Эстонии?

Пока еще они невелики, но я имею большое желание их приобрести. Для меня Эстония прежде всего ассоциируется с Георгом Отсом. Ведь Отса слушала вся страна! Существует множество песен, которые никто не мог исполнить лучше него. Например, «Севастопольский вальс» или «Сормовская лирическая» (Сормово – местечко на берегу Волги – Я.П.). Я до сих пор слышу в памяти его голос и помню фильм «Мистер Икс».

Я еще помню знаменитого эстонского конькобежца Анта Антсона. Помню его борьбу с Виктором Косичкиным и Кеесом Веркерком (великие соперники Антсона, соответственно, из СССР и Нидерландов,  также ставшие олимпийскими чемпионами – Я.П.). Знаю Кристину Шмигун. Когда-то была великолепная баскетбольная команда тартуский «Калев». Конечно, знаю еще Тийта Сокка!

Значит, лично вы ни одного эстонца не знаете?

К сожалению, еще не знаю, но когда в конце 1970-х годов я находился в первой командировке в Вене, в тамошнем советском посольстве работал один наш дипломат, выходец из Эстонии, – Алексей Анатольевич Трофимов. Судя по имени, чистый русский, но со своей женой он разговаривал на эстонском языке. Он был советником нашего посольства, очень авторитетный человек.

В Эстонии проживает более 100 000 граждан России. Какую политику вы будете проводить в их отношении, с какими целями? А применительно к обладателям серых паспортов?

Защита интересов своих граждан является  неотъемлемой задачей всякого государства. Это в полной мере касается России и российских граждан. Думаю, что каждый гражданин Эстонии вправе ожидать того же и от своего государства.

Что касается обладателей серых паспортов, то, думаю, вы сочтете мое мнение по этому вопросу слишком пристрастным, но прислушайтесь в таком случае к мнению авторитетных международных организаций – таких как Совет по правам человека ООН, мониторинговые органы Совета Европы, ОБСЕ и другие.

Александр Петров (62)

• 1977 – окончил Московский Государственный  Институт Международных Отношений (МГИМО). С этого момента

служит дипломатом.

• 1978-1983 – сотрудник посольства СССР в Австрии.

• 1989-1993 – сотрудник консульства СССР/России в Мюнхене (Германия).

• 1996-2000 – сотрудник посольства России в Германии.

• 1999-2000 – консул России в Бонне (Германия).

• 2005-2011 – посланник-советник посольства России в Германии.

• 2011-2015 – заместитель директора Третьего европейского отдела МИДа России. Это один из двух важнейших отделов по европейским делам, специализирующийся на Германии и Австрии, а также на крупнейших странах Восточной Европы – Польше, Чехии, Венгрии и Словакии.

Ключевые слова

Наверх