Cообщи

Нобелевская премия за паразитов

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: fuza.ru

По традиции в первый понедельник октября в Стокгольме назвали лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2015 год.

«И одна часть пойдет тому, кто сделал самое важное открытие в области физиологии или медицины», – написано в завещании Альфреда Нобеля. Это  была третья область науки, отмеченная им. Шведский промышленник подчеркивал, что премии должны присуждаться за научные работы, приносящие максимальное благо человечеству.

Черви, мошки и комары

Нобелевские лауреаты нынешнего года разработали методы, которые совершили революцию в лечении самых опасных для человечества паразитических заболеваний, отметил Нобелевский комитет.

Первая часть премии отдана ирландцу Уильяму Кэмпбеллу и японцу Сатоши Омура. Они создали лекарство под названием  авермецин, которое стало эффективным средством борьбы с онхоцеркозом – «речной слепотой», характеризующейся образованием подкожных узлов, поражением кожи и глаз, элефантизмом, или слоновой болезнью, проявляющей себя стойким увеличением размеров какой-либо части тела из-за болезненного разрастания кожи и подкожной клетчатки, а также другими паразитическими заболеваниями.

Вторую часть премии получила китаянка Юю Ту, которая  разработала артемизинин – препарат, который значительно сокращает  смертность людей, ставших жертвами малярии, прежде всего детей.

Эти два открытия дали человечеству новые средства для борьбы с болезнями, которые ежегодно поражают сотни миллионов человек. Их вклад в дело глобального улучшения качества жизни людей по всему миру действительно неоценим.

Антибиотик против червей

Гельминтами, то есть червями-паразитами, поражено около трети населения Земли. Чаще всего они встречаются в Африке, Южной Азии, Центральной и Южной Америке.

Переносчиком онхоцеркоза являются мошки Simulium damnosum, которые распространяют червей-паразитов Onchocerca volvulus. Их самки производят множество личинок, которые сначала селятся в лимфатических узлах человека, а затем мигрируют под эпидермис кожи, откуда могут вновь попасть в организм мошки. Таким образом, цикл развития паразитов продолжается. Часть червей попадает в глаза человека, проникая во все ткани зрительного органа.

В глазном яблоке они вызывают воспаление, кровотечения и другие осложнения, ведущие в конечном итоге к потере зрения.

Возбудителем слоновой болезни является паразит под названием Brugia malayi. Пораженные им участки кожи покрываются бородавками и язвами, затем возникают отеки. Соединительные ткани разрастаются, что приводит к увеличению органа или конечности человека, изменению его формы. Развиваясь, болезнь распространяет инфекцию в лимфатических сосудах.

В 1976 году Сатоши Омура – специалист в области микробиологии, химии и фармацевтики университета Токио –  исследовал образцы почвы, взятые с полей для гольфа близ города Ито в префектуре Сидзуока. Сатоши исполнился 41 год, и он лишь недавно стал профессором.  Ему удалось обнаружить в образцах почвы несколько тысяч новых штаммов бактерий, на полусотне из них исследователь сосредоточил свое внимание. Уильям Кэмпбелл, ирландский паразитолог, работавший в США, присоединился к исследованиям Омуры.

Исследователям удалось обнаружить штамм бактерии, который вырабатывает антибиотик, особенно эффективно действующий против паразитов, поражающих домашних животных и человека.

Биоактивный агент получил название авермецин, а чуть позже из него было выделено более эффективное средство – ивермецин. Этот препарат был испытан на людях и доказал свою эффективность в уничтожении личинок паразитических червей. Первые публикации, посвященные разработкам, появились в 1979 году.

Помогла традиционная медицина

Малярия распространяется комарами из рода анофелес. К началу ХХI века это заболевание поражало 350-500 миллионов человек в год, от полутора до трех миллионов из которых погибало. В подавляющем большинстве это были  дети в возрасте до пяти лет. Долгое время для лечения малярии использовали хинин – алкалоид хинного дерева, однако его эффективность была невысока.

Китайская исследовательница Юю Ту начала свою работу по поиску средства от малярии еще в 1960-х годах. В эти годы число заболеваний малярией по всему миру резко возросло: в  Южном Китае одна эпидемия сменяла другую. В результате маоистской «культурной революции» в здравоохранении Китая почти не осталось квалифицированных кадров. Одним из немногих уцелевших и сумевших остаться на свободе ученых была Юю Ту. С 1965 по 1978 год она работала в Китайской академии традиционной медицины, изучая старинные трактаты и рецепты.

В 1969 году Юю начала архивный поиск возможных кандидатов на замену хинину. За три года она вместе с коллегами изучила около двух тысяч разных традиционных лекарств. Она заметила, что в подавляющем большинстве случаев в борьбе с такими симптомами, как озноб и лихорадка, так или иначе используется полынь. Ее заваривали, ею прижигали, делали курения и экстракты.

Юю Ту удалось выделить из полыни компонент под названием артемизинин, который оказался способным уничтожать возбудителей малярии у животных и человека, причем на самых ранних этапах их развития. Позже группа Юю Ту синтезировала три производных артемизинина, обладающих еще большей эффективностью. В 1979 году препараты прошли клиническое испытание, подтвердившее их эффективность и отсутствие побочных эффектов. После чего созданные Юю лекарства ежегодно спасали более двух миллионов жизней больных малярией по всему миру.

В 2006 году Всемирная организация здравоохранения обратилась к фармацевтическим компаниям с просьбой приостановить производство препаратов, содержащих исключительно артемизинин, так как это становится причиной выработки устойчивости у возбудителей малярии. В настоящий момент считается, что наиболее эффективно использование в терапии комбинированных лекарств, совмещающих артемизинин с каким-либо другим противомалярийным веществом. Тем не менее, возникновение устойчивости к нему так и не было окончательно доказано.

Долгое время работы Ту находились в забвении, однако в 2011 году она получила премию Ласкера, а сейчас к ней пришло и признание, высшее из возможных – Нобелевская премия. Юю Ту стала первой китаянкой, которая удостоилась Нобелевской премии по медицине, а также двенадцатой женщиной, получившей эту премию.

Ключевые слова

Наверх