Книгу Максима Ефимова можно было бы назвать своевременной (как Ленин в свое время назвал своевременной книгу Аркадия Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»), если бы такие книжки могли тут хоть на что-то повлиять.
60 ножей в спину эстонского консерватизма
Увы, люди, которые очень не любят грядущих беженцев, как правило, теряют чувство юмора, да и Ефимов – совсем не Аверченко. Некоторые анекдоты тут перелицованы из уже имеющихся, скажем, из анекдота про мучающегося Рабиновича:
В Нарву прибывает комиссия из Таллинна.
– Здесь живут сирийские беженцы?
– Нет, здесь они мучаются!
Это, к слову, не единственный анекдот на северо-восточную/русскую тематику. Автор смело использует уже сложившиеся стереотипы:
– Скажите, Ласнамяэ – тихий район?
– Само собой! Например, вчера тут перерезали глотки двум неграм – так никто ничего не слышал.
Или: 2030 год.
– Что делаешь?
– Изучаю русско-арабский разговорник. Через месяц еду в Таллинн.
Часто в анекдотах действуют реальные лица, от президента Ильвеса до радикальных политиков Кристийны Оюланд и Тийта Мадисона, а также кайтселийтчика Урмаса Рейтельманна, назвавшего беженцев тараканами (это, увы, не анекдот). Чаще других под раздачу попадает Оюланд, например: Кристийна Оюланд просыпается ночью в холодном поту и кричит:
– Господи, почему ты позволил Гитлеру, Сталину, Путину... и неграм прийти в Эстонию!
Вот образец шутки про Рейтельманна:
На Центр для беженцев в Вао упал метеорит. Это был первый случай, когда падающая звезда исполнила личное пожелание Урмаса Рейтельманна.
Но главный герой анекдотов – народ Эстонии, который совокупно противостоит беженцам. Скажем, так:
Эстонский таксист везет африканского беженца. Морщится, ругается в бороду, но везет – деньги, черт возьми, надо зарабатывать. Вдруг автомобиль останавливает полицейский:
– Почему пассажир не пристегнут ремнем безопасности?
– Это беженец из Сомали, – отвечает таксист.
Полицейский, недолго думая, отдает таксисту его документы и говорит:
– Хорошей поездки!