Вячеслав Иванов: непересекающиеся параллели медийного мира

Вячеслав Иванов.

ФОТО: SCANPIX

О размене фигур нашего разведчика Эстона Кохвера и их шпиона Алексея Дрессена не писал только ленивый. А между тем примерно в эти же дни состоялся еще один «обмен» между Россией и Эстонией.

Честно говоря, если бы не это совсем уж странное совпадение во времени, то и у меня не возникло бы никаких ассоциаций. Но что совпало, то совпало.

Начало осени одарило жителей Эстонии двумя новыми общереспубликанскими масс-медиа на русском языке: интернет-порталом «Вечерка» и телевизионным каналом ETV+. Практически одновременно в Санкт-Петербурге прекратили существование сразу несколько СМИ. 12 октября вышли в свет последние номера едва ли не старейших в России ежедневных газет «Вечерний Петербург» и «Смена» (издавались с 1917 и 1919 года соответственно), а 17 октября та же участь постигла газету «Невское время», основанную в 1991 году. Незадолго до этого перестал выходить в эфир телеканал «100ТВ».

Конечно, эти два процесса никак между собой не связаны, но их параллельное существование во времени наводит на некоторые размышления.

Про ETV+ уже сказано достаточно много. Про «Вечерку» ощутимо меньше, но тоже звучат разные мнения. Хотя, слишком мало времени прошло, чтобы делать какие-то выводы и давать оценки. Сейчас, скорее, слово за экспертами: что получается, что пока не очень, и что делать, чтобы стало «очень». Я себя к таковым не причисляю. По мне, так слава богу, что появились новые русскоязычные медиа-ресурсы. К тому же один из них создан за счет госбюджета; то есть государство после двадцати с лишним лет пустопорожних дискуссий осознало ненормальность положения, при котором четверть населения выпала из внутреннего информационного пространства и оказалась «на соседском поле». Но лучше поздно, чем никогда.

Безусловные плюсы появления новых каналов коммуникации очевидны. О минусах пока не будем – есть надежда, что они преодолимы. Главное же – это расширение возможностей для получения информации, свобода выбора, что смотреть и читать.

Диаметрально противоположные по сути события, происходящие в это же время на медиа-пространстве Санкт-Петербурга, ничего принципиально нового в себе не несут. В других странах (и Эстония не исключение) периодически происходит перетряска СМИ: закрываются старые издания, теле- и радиостанции, им на смену приходят новые. Правда, это достаточно редко случается вот так, когда одномоментно уходят в небытие сразу несколько медийных монстров (суммарный тираж трех названных газет составляет 35 тысяч экземпляров, аудитория радиостанций «100ТВ», «Радио Балтика» и «Нева FM» превышала 400 тысяч слушателей). Но, поскольку все эти СМИ входили в один холдинг «Балтийская медиа-группа» (БМГ), который в последнее время испытывал серьезные финансовые трудности, то с экономической точки зрения решение об их ликвидации вполне объяснимо. Как говорится, ничего личного – бизнес! Собственно, примерно так и прокомментировал случившееся новый глава БМГ, генеральный директор и президент издательского дома «News Media» (Москва) Арам Габрелянов. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются некоторые любопытные детали.

В январе этого года скончался основатель и глава БМГ Олег Руднов, которого многие СМИ называли личным другом Владимира Путина. С этого момента бразды правления перешли в руки Арама Габрелянова, который почти сразу заговорил о нерентабельности выпуска бумажных версий трех ведущих газет северной столицы.

Против ликвидации популярных брендов выступили многие известные личности, деятели науки и культуры. Некоторые даже с предложением взять на себя ответственность за дальнейший выпуск названных газет.

Все обращения остались без ответа, хотя предлагалось обсудить, в числе прочих, и финансовый вопрос. По мнению главного редактора «Смены» Олега Засорина, закрытие газет обусловлено не только экономическими причинами. В интервью агентству «Интерфакс» он так прокомментировал ситуацию: «Принимая решение о закрытии трех самых статусных питерских газет, насколько мне известно, собственник не пытался их продать, не пытался передать Смольному. Это наводит на грустные мысли...». Красноречивой иллюстрацией таких мыслей стали «шапка» и две цитаты, послужившие эпиграфом к последнему номеру газеты «Смена»: «Основана 18 декабря 1919 года. Убита 12 октября 2015 года».

«Очень хочется, чтобы у нас сохранился сегмент печатных СМИ и газеты доходили бы до людей. Особенно это важно для людей старшего поколения, потому что они пользуются этой продукцией по традиции. И вообще просто подержать в руках газету – это само по себе большое удовольствие», – сказал Владимир Путин, выступая на медиа-форуме в апреле этого года.

«Я считаю, что бумажный рынок схлопывается, и в ближайшее время он схлопнется совсем», – считает Арам Габрелянов, глава Балтийской медиа-группы, человек, принявший решение о закрытии «Смены», «Невского времени» и «Вечернего Петербурга». (Из интервью интернет-порталу Лениздат.ру. 3 сентября 2015 года.)

НАВЕРХ