В ожидании реформы и денег

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Тайро Луттер

Национальный олимпийский комитет (НОК) Эстонии обратился в правительство с предложением провести реформу финансирования спорта. По прогнозам, в предстоящей Олимпиаде в Рио-де-Жанейро может принять участие рекордное количество наших спортсменов, но денег на всех вряд ли хватит.

В начале октября президент НОК Эстонии Нейнар Сели поставил свою подпись под приглашением Международного олимпийского комитета и тем самым подтвердил учас-тие эстонских спортсменов в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Но настроение было не совсем праздничным, так как состав делегации остается под большим вопросом. По прогнозам руководителей спортивных федераций, выполнить нормативы для участия могут более сорока спортсменов, а это значит, что общее количество участников Игр, с учетом тренеров и технического персонала, увеличится вдвое.  

Без посредников!

«Олимпийский отбор только начался, а на сегодняшний день уже 16 спортсменов выполнили норматив для участия в Олимпиаде. Прежде у нас никогда не было так рано столько олимпийцев. Это, конечно, хорошо. Но нас беспокоит то, что если спортсменов окажется свыше сорока, то бюджета, который выделил нам Рийгикогу для участия в Олимпиаде, может не хватить, – переживает Сели. – Ситуация усложняется тем, что Бразилия расположена далеко от нас и только переезд обойдется в 2500 евро на человека, не говоря уже о расходах на подготовку, проживание и вспомогательный персонал. Я надеюсь, что Министерство культуры поддержит не только спортсменов и Олимпийский комитет, но и трансляции Эстонского телерадиовещания, которое тоже не располагает необходимыми средствами».

Вот уже на протяжении многих лет бюджет НОК Эстонии во многом зависит от поступлений из Совета по налогу на азартные игры и привязан к определенному проценту. Однако в последние годы такие поступления заметно сократились, и почти все спортивные федерации испытывают финансовые трудности. Совсем недавно сам Нейнар Сели с большим трудом избежал обвинений в коррупции, когда, занимая должность председателя правления «Таллинна Садам», переводил спонсорские деньги в Олимпийский комитет. Но делалось это не от хорошей жизни, а, по словам Сели, «из-за необходимости залатать дыры в бюджете спортивной организации». Именно поэтому сейчас Сели от имени НОК Эстонии и выступил с предложением изменить систему финансирования спорта в Эстонии таким образом, чтобы деньги, собираемые от налога на азартные игры, распределялись не Советом по налогу на азартные игры, а направлялись напрямую в Олимпийский комитет.

«К сожалению, старая система перестала эффективно работать, – объясняет Нейнар Сели. – Главная проблема – это заметное снижение финансирования, которое напрямую зависит от поступлений налогов. Такая ситуация сильно нервирует и самих спортсменов. Нет стабильности, суммы каждый раз меняются, и это ставит под угрозу претворение в жизнь долгосрочной спортивной стратегии, которая была принята на спортивном конгрессе. Мы поддерживаем желание правительства привести в порядок финансирование спорта и со своей стороны вносим предложения, которые позволили бы изменить ситуацию».

Еще два года назад эту идею выдвинул контролер отдела аудита

Госконтроля Тармо Ольго. В своем докладе он указывал, что «государство не поставило ясной цели в отношении финансирования спорта высших достижений, по причине чего государству сложно однозначно оценивать результативность того или иного отчисления».

Дело рук самих лыжников?  

Система распределения денег молодым спортсменам и спортсменам высшего уровня через Министерство культуры, Эстонский капитал культуры, Совет по налогу на азартные игры и Эстонский олимпийский комитет является необоснованно сложной, говорится в аудите. Распределение пособий через несколько разных учреждений нецелесообразно и расточительно. Государство не должно распределять миллионы евро на основании неопределенных принципов и без реального контроля использования денежных средств, подчеркивается в аудите.

С этими доводами солидарен и НОК Эстонии. По мнению Сели, изменения в финансировании и устранение посредников между государством и Олимпийским комитетом обеспечило бы прозрачность. К тому же совет при комитете, в который входят многие олимпийские чемпионы и заслуженные тренеры, сам мог бы распределять деньги на основе объективных данных и экспертных мнений. В этом случае необходимую поддержку могут получить командные и затратные технические виды спорта, которые все последние годы вынуждены обращаться за помощью в резервный фонд правительства.

А тем временем, пока правительство не приняло никаких решений, некоторые спортсмены сами вынуждены заниматься поиском финансирования. Еще недавно Эстонский лыжный союз не испытывал проблем с поиском спонсоров: все крупнейшие фирмы Эстонии выстраивались в очередь для того, чтобы поучаствовать в победном шествии наших лыжных чемпионов. Но закат наступил внезапно после того, как из большого спорта с привкусом допинговых скандалов ушло поколение Кристины Шмигун и Андруса Веэрпалу. Теперь у лыжников нет результатов, и спонсоров заметно поубавилось. В связи с этим восемь эстонских лыжников – Tрийн

Оясте, Aлго Кярп, Райдо Рянкель, Aйвар Рехемаа, Maрко Кильп, Альвар Йоханнес Алев, Kaрел Таммъярв и Андреас Веэрпалу – учредили некоммерческое объединение MTÜ Team Haanja, главная цель которого заключается в обеспечении профессиональной подготовки спорт-сменов к предстоящему сезону.

«Мы взяли пример с частных команд, созданных в Финляндии, Швеции и Норвегии, которые работают во имя большой общей цели, но располагают при этом независимой структурой спонсорства. У нас есть амбициозные спортсмены, и, мы надеемся, также потенциальные спонсоры, которых мы хотели бы свести между собой. Нынешние возможности Эстонского лыжного союза ограничены, и поэтому в рамках всей системы финансирования эстонского спорта сейчас ведутся поиски более жизнеспособной концепции. Но лыжный сезон приближается, вот почему мы сами засучили рукава», – пояснил Карел Таммъярв.

Ключевые слова

Наверх