Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Акцент. Страховка от безработицы: кручу-верчу – запутать хочу

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Олег Чубаров
Олег Чубаров Фото: Сергей Трофимов

В парламенте рассматриваются поправки к законам об услугах и дотациях рынка труда и о страховании от безработицы. Изменения касаются перераспределения денег, которые работники и работодатели платят в виде страховки. Законодатель утверждает, что это нужно для борьбы с безработицей и оживления экономики, а профсоюзы усматривают в этом хитроумную схему  властей, обирающих население и по сути обманывающих Европейский союз.

Главным изменением станет то, что с нового года при Кассе страхования от безработицы появится еще один фонд, который станет копить деньги на разные услуги для оставшихся без работы людей.

Как правительство всех перехитрило

До сих пор, по действующим законам, средства в кассу поступали из трех источников: снимаемые с зарплаты работника средства (2,8 процента от брутто-зарплаты)  предназначались на компенсацию при потере работы – это и есть те самые 50 и 40 процентов от последнего оклада, которые выплачиваются оставшимся без работы людям. Деньги работодателей (1,4 процента от брутто-зарплаты работника) складывались в другую баночку, откуда их извлекают, если работодатель оказался банкротом или прекратил свою деятельность по причине неплатежеспособности. Рассчитаться с работниками сам он не может, поэтому деньги начисляет касса. Часть денег выделяет государство, именно из них платят пособие по безработице – 1000 крон брутто в месяц.

Есть и еще одна статья доходов в Кассе по безработице – это средства, которые выделяют европейские фонды под определенные программы. Одна из них – «Увеличение предложения квалифицированной рабочей силы 2007-2013», которую несколько лет финансирует Европейский социальный фонд. По словам руководителя пресс-службы Кассы страхования от безработицы Эрко Ванаталу, данная программа разбита на несколько этапов, два из них уже прошли, и деньги на них, а конкретнее на организацию курсов по переобучению или повышению квалификации, выделяла Европа.

Речь идет о почти 100 миллионах крон. Программа еще не завершена, европейские средства иссякнут к июлю будущего года, в казне денег нет, зато в самой кассе остались свободными солидные суммы, которые и хотят перенаправить на исполнение программы.

Опрошенные нами специалисты говорят, что поднимая в прошлые годы ставку страховки от безработицы, государство схитрило. Работникам и работодателям все преподносилось под таким соусом: безработица растет, людям нужно помогать, а касса – не резиновая, с такими темпами она быстро станет банкротом. Потерять работу может каждый, тогда ему эти средства очень понадобятся, так что ставку нужно поднимать.  

В итоге резервы кассы начали расти, по данным все той же финансовой комиссии Рийгикогу, готовившей поправки к законам, к концу 2010 года сумма свободных средств составит 2,7 миллиарда крон, а к концу будущего – 4,7 миллиарда. Сама Касса уточнила, что у нее останется 2,8 и 4,3 миллиарда соответственно. С одной стороны, все это повысило общий объем запасов государства и показало, как у нас все хорошо и что нам можно позволить ввести евро. С другой, средства нужно куда-то тратить, так почему не прикрыть дыру в другом месте и не обучать работников и после того, как европейская помощь иссякнет?  В итоге проект будет завершен, а государство в очередной раз продемонстрирует, какое оно крепкое, имеет свои средства и ни у кого ничего не просит.

Других не слушают, сами не платят

Председатель Центрального союза профсоюзов Эстонии Харри Талига пояснил «ДД», что система страхования от безработицы была создана 10 лет назад только (!) для выплаты страховых компенсаций безработным, облегчения положения предприятий в случае коллективных увольнений-сокращений, а также для удовлетворения требований работников в случае неплатежеспособности (банкротства) предприятий.

«Исходя из этих целей, был подобран и „дизайн“всей системы, в том числе ставки и пропорции страховых платежей. В частности подразумевалось, что расходы на государственное пособие по безработице, а также активные меры занятости (обучение и переобучение безработных) будет нести госбюджет», – говорит профсоюзный лидер.

Последнее еще раз было зафиксировано в трехстороннем соглашении (профсоюзы- работодатели-государство) по поводу нового Закона о трудовом договоре в апреле 2008 года. «Подготовленный правительством в начале октября втайне от социальных партнеров – то есть от профсоюзов и от объединений работодателей – законопроект, который в Рийгикогу получил номер 823, в очередной раз демонстрирует вероломное поведение нынешнего правительства, которое уже второй раз нарушает трехстороннее соглашение 2008 года», – негодует Талига.

Состоя в Совете Кассы по безработице, Талига объяснил, что на самом деле произошло. «Формальная причина заключается в следующем: правительство уже пять-шесть лет, с момента вступления Эстонии в Евросоюз, расходует на политику занятости деньги из Европейского социального фонда – снижая в то же самое время подоходный налог и уменьшая доходы государства. В условиях глобального кризиса выделенные на политику занятости евроденьги закончатся (иссякнут) уже в 2011 году, а новый бюджетный период Евросоюза начнется только в 2014 году. Другими словами – в следующие два года „заграница нам не поможет“, ибо оттуда не поступит ни гроша для обучения безработных. Эстония, которая уже долгое время выделяет на политику занятости наименьшую долю своего ВВП среди всех стран-членов ЕС, оказалась у разбитого корыта: где взять более миллиарда крон в ближайшие годы?» – делится своей версией наш собеседник.

Талига уверен, что законопроект 823 прямо и открыто заявляет о том, что правительство не желает повышать подоходный налог, а намерено возложить дополнительный груз на плечи трудящихся и предприятий. И это, отмечает профсоюзный лидер, несмотря на крокодиловы слезы того же правительства, которое сетует на слишком высокое налогообложение рабочей силы в Эстонии. «Но ларчик просто открывается: страховые отчисления в Кассу по безработице не вносят высокопоставленные политики и госслужащие, а также руководители коммерческих объединений  (т.е. предприятий). Кроме того, страховыми платежами не облагается прибыль предприятий – выплачиваемые акционерам дивиденды», – говорит он.

Профсоюзный лидер привел пример: в прошлом году количество лиц, плативших подоходный налог, составляло примерно 750 тысяч, в то время как страховые платежи по безработице удерживались из зарплаты значительно меньшего круга людей – их было всего 590 тысяч.

Талига уверяет: профсоюзы неоднократно заявляли, что ставки платежей, которые обязаны делать простые работники и их работодатели, явно завышены. Снижение ставок по сути налога вернуло бы в кошельки работяг около 680 миллионов крон, которые они могли бы потратить в том же магазине, а государство получило бы конкретную прибыль в виде других налогов. «Правительство это разумное предложение не поддержало», – говорит Талига.

Отвечая на вопросы «ДД», министр социальных дел, он же нынешний руководитель Совета Кассы по безработице Ханно Певкур, сказал, что касса не собрала «слишком много» денег. «Были сделаны очень четкие расчеты, которые показали, что если налоги не поднять, денег окажется недостаточно для того, чтобы осуществлять необходимые выплаты компенсаций и дотаций», – говорит министр.

Что касается предложения использовать налоги для реализации активных методов (прежде всего курсов, переобучения, дотаций  на зарплаты и так далее), то оно весьма разумно и обосновано. «Общая цель заключается в том, что если человек остался без работы, то нужно использовать все возможности, чтобы как можно быстрее вернуть его на рынок труда. Представленное в Рийгикогу предложение как раз и проникнуто этим духом. То есть, если работники и работодатели вносят платежи ради защиты от безработицы, то такая страховка предназначается не только для выплаты компенсации в случае сокращения, но и помогает обучиться новой профессии или дает предпринимателю возможность получать помощь в течение какого-то периода, если он берет на работу безработного», – объясняет Певкур.

Есть показатели, а результаты неизвестны

Очевидно, что поправки к закону будут приняты и одобрены. С нового года 30 процентов от выплат работников и столько же процентов денег работодателей станут собирать в «кубышку», чтобы после 1 июля пустить на обучение и переобучение безработных. Сказано в поправках и о том, что при необходимости на те же цели можно направлять и свободные средства Кассы по безработице, правда, эти деньги нужно потом вернуть.

И тут возникает новый вопрос: грядущий этап станет третьим в программе «Увеличения предложения квалифицированной рабочей силы 2007-2013». Первые два мы успешно прошли и… Слишком часто безработные рассказывают одну и ту же историю: «Я спрашивал своего консультанта, как можно зарегистрироваться на курсы и какие курсы предлагаются, но они говорили, что сейчас курсы не проводятся, ставили в очередь, а через полгода объясняли, что не набрали людей, или желающих оказалось слишком много. Одним словом, никакого обучения мне предложить так и не смогли».

Руководитель аналитического отдела Кассы по безработице Анне Лаурингсон уточнила «ДД», что в период с января по сентябрь этого года пройти различные курсы смогли 6604 человека, из них 2855 специалистов получили дополнительное обучение, воспользовавшись так называемой учебной картой.

688 счастливчиков смогли поучиться управлению, в том числе предпринимательству. Дополнительное обучение прошел 201 высококлассный специалист, в том числе в области физики, химии, математики, инженерии, педагогики, финансового дела, по работе с персоналом, социальной работы и так далее.

Пройти курсы смогли 508 специалистов среднего уровня, 65 чиновников, 506 работников по обслуживанию и торговле, 54 человека из области сельского хозяйства и рыболовства, 888 ремесленников (в том числе шахтеров, строителей, металлообработчиков и механизаторов), 1393 оператора по работе с машинами и приборами, 260 разнорабочих, 522 человека посетили курсы по технике производственной безопасности, 1174 – курсы по работе с компьютером, двое – курсы первой медицинской помощи и 342 – языковые курсы.

Лаурингсон затруднилась ответить на вопрос: сколько прошедших обучение нашли себе рабочее место: «Сейчас на этот вопрос ответить невозможно, поскольку для этого пришлось бы провести основательный анализ».

Учить и доучивать нужно, вопрос – как?

Министр Певкур, отвечая на вопрос: считает ли он успешными первые два этапа программы переобучения, сказал: «Моя общая оценка будет скорее позитивной, чем негативной. Благодаря возможности переобучения, люди повысили свои знания и, следовательно, рынок труда стал более конкурентоспособным».

«В мире не придумали других принципиальных решений проблемы безработицы, кроме, как создание рабочих мест (иными словами – экономический рост), а также обучение и переобучение безработных», – считает Харри Талига.

Он напомнил, что сегодня, когда у нас имеется более 100 тысяч безработных, работодатели говорят о том, что предложить работу некому, поскольку у многих недостает квалификации, знаний и умений. «Нравится нам это или нет, но факт остается фактом – дешевая работа уходит из Эстонии. Мы не придумали ничего нового. Все это десятки лет назад пережили Западная Европа и Скандинавия. Сегодня тут нет или почти нет текстильной промышленности, закрыты шахты и т.д.», – говорит профсоюзный лидер.

Наш собеседник считает, что единственная возможность удержаться на рынке труда – обучение. Но беда в том, что за предложенные два-три месяца приобрести новую профессию невозможно. «А это в свою очередь является следствием той безответственной политики, которую вело правительство практически 20 лет», – считает профсоюзный лидер.  

Комментарий

Олег Чубаров, председатель правления профсоюзов железнодорожников Эстонии:

Очевидно, что правительство решило переложить все свои обязанности в сфере рынка труда на Кассу страхования от безработицы. В недалеком прошлом политики говорили, что государство лишь дает удочку, а работник должен сам научиться ловить рыбу. Нынешнюю ситуацию можно описать так: работник должен не только найти рыбное место, но и раздобыть орудие для ловли. Правительство просто умыло руки.

Впрочем, это лишь одна сторона проблемы. Есть и другая: государство использовало на переобучение безработных европейские деньги. Как проходило расходование этих средств, знают только  приближенные к кассе. Профсоюзам информацию не предоставляют, а многие безработные рассказывают, как им  пудрили мозги: нет возможности собрать группу, надо подождать какое-то время. Если же кому-то все-таки повезло и он попал на курсы, ситуация складывалась еще печальнее: удочку тебе дали, теперь ищи несуществующее рабочее место.

В будущем году правительство хочет продолжить процесс переобучения, но теперь уже за счет самих трудящихся. Работники, от которых не зависит, будет ли у них рабочее место завтра, платят все больше, а государство не платит вовсе.  

В июле 2009 года, когда новый Закон о трудовом договоре вступал в силу, правительство  предложило поднять взносы в Кассу по безработице. Приводилась и причина: во избежание проблем с выплатами при сокращениях работников. Сегодня в кассе имеется достаточный резерв, чтобы нормально существовать, и появилась возможность понизить процент взноса для работников. Но нет, такой вариант правительству не подходит. Они предлагают пустить накопленные сбережения на переобучение, которое до сих пор не ясно кому и насколько помогло. Правительство знает, что работники снова промолчат.

Профсоюз железнодорожников предложил еще другой вариант: увеличить выплаты безработным, но правительство заявляет, что тогда безработный и вовсе не станет искать работу. Парадокс – вместо того, чтобы работать на благо жителей государства, правительство лишь облегчает жизнь себе. А продолжаться это будет до тех пор, пока мы позволяем так с собой обращаться.

Комментарии
Наверх