И все же, отправляясь в зарубежную миссию, на первое место врачи ставят пациента. Поскольку в индийскую больницу ехали хирурги и анестезиолог, то речь, конечно же, шла об оперативном вмешательстве. Все, конечно, понимали, что организовать на месте проведение сложных операций не удастся: для этого нужны хорошо и правильно оснащенные медицинские центры, да и вопрос финансирования имел свои пределы, поскольку операция – дело достаточно дорогое, даже если сам врач за свою работу денег не берет. Поэтому заранее был оговорен перечень заболеваний, с которыми наши специалисты были готовы работать.
По словам Юрия Оганяна, в этот раз остановились на грыжах, маммологических и кишечных заболеваниях, таких, как геморрои, трещины и прочее. Основную логистику пациентов – отбор историй болезни, заказ на проведение анализов – осуществляли английские коллеги. Наши врачи уточнили, что работать будут только под местной анестезией, а также попросили включить в обязательный перечень анализов исследования на выявление ВИЧ и гепатита.
Юрий объясняет, почему не работали с общей анестезией: «В ситуации, когда не понятно, в каких условиях хранились препараты, таков ли их состав, как указано на упаковке, кто и при каких условиях проверял медикаменты и аппаратуру, рисковать жизнями никто не решится». Впрочем, желающих получить медицинскую помощь от этого меньше не стало.
Рабочее утро наших врачей начиналось с традиционного врачебного обхода и изучения историй болезни, результатов анализов и общения с самими больными. «Вот с общением были свои трудности. Понятно, что никто из больных английского языка не знал. Нам помогал переводчик, но часто его возможностей оказывалось недостаточно. Через пару дней мне это надоело, и я попросил написать мне ключевые слова и фразы, которые нужны для работы: кашель, тошнота, да, нет. Так и общался».