Cообщи

Смягчение языковых требований в связи с прибытием беженцев: возможно ли такое в Эстонии?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Словарь
Словарь Фото: Mihkel Maripuu
  • Ольга Иванова поддерживает идею смягчения языковых требований
  • Партия IRL призывает больше вкладывать в программы по изучению эстонского языка
  • Реформисты: обучение эстонскому языку должно быть доступно всем
  • EKRE: массовая миграция грозит давлением на нашу языковую и культурную среду

На встрече с нарвскими избирателями евродепутат и член Центристской партии Яна Тоом высказала идею о смягчении языковых требований в Эстонии в связи с прибытием беженцев, обосновав ее тем, что для нашей страны самое лучшее – чтобы эти люди как можно быстрее приступили к работе. Портал Rus.Postimees решил выяснить, что думают на этот счет представленные в Рийгикогу партии.

«По-моему, так должно быть, но будет ли при этом правительстве – я не знаю, очень в этом сомневаюсь, - сказала в конце октября в Нарве Яна Тоом корреспонденту нашего портала. – Хотя если бы мы дали людям возможность работать с первого дня, а не сидеть на шее у государства, наверное, их присутствие здесь вызывало бы гораздо меньшее недовольство».

Член Центристской фракции Рийгикогу Ольга Иванова также считает, что это стало бы логичным развитием событий в связи с прибытием в Эстонию беженцев. Но и не только. «Например, в Таллинне учится большое количество студентов по обмену, а существующие ограничения не дают им возможности подработки, что, конечно, несправедливо. Но, несмотря на это, в городе уже есть рестораны и кафе, где обслуживающий персонал говорит только по-английски. Во многих странах западной Европы в этом нет ничего удивительного», - отметила она. 

Ольга Иванова
Ольга Иванова Фото: /

По мнению Ольги Ивановой, эта идея является разумной в первую очередь потому, что, что дает возможность иммигрантам и беженцам быстрее адаптироваться и начать самим зарабатывать себе на жизнь.

«С другой стороны, против этого могут выступать противники интеграции беженцев в эстонское общество, которые питают наивные надежды на то, что чем менее комфортно беженцам будет в стране - начиная от климата и заканчивая жесткими условиями выхода на рынок труда - тем быстрее они уедут в другие страны ЕС, - продолжила она. - Считаю, что при нынешнем правительстве идея не будет реализована, поскольку в любой попытке послабления языковых требований усматривается угроза статусу эстонского языка. Ярким пример является законопроект Центристской фракции о возможности подачи заявления на получение бесплатной правовой помощи на русском языке. При его обсуждении в комиссии от представителей коалиции звучали обвинения в желании сделать шаг в направлении второго государственного языка». 

Она добавила, что если бы соответствующие изменения все-таки были внесены в Закон о языке, то они, вероятно, коснулись занятых в секторе обслуживания людей.

На вопрос, что выиграли бы от этого русскоязычные жители страны, Ольга Иванова ответила: «Полагаю, что отношение именно к русскому языку и русскоговорящему населению останется прежним. До тех пор, пока не изменится коалиция, пока общественным настроением руководят исторические комплексы и определенные политические партии получают на этом постоянные дивиденды, надеяться на позитивные изменения не приходится».

Фракция IRL не поддерживает смягчение миграционной и языковой политики. Как отметил советник фракции IRL Прийт Вярк, вместо этого следует больше вкладывать в языковые программы и мотивировать проживающих здесь русскоговорящих людей учить эстонский язык.

Прийт Вярк
Прийт Вярк Фото: Dmitri Kotjuh / Järva Teataja

«Те же принципы по требованию IRL отражены в коалиционном договоре, - подчеркнул он. - Например, в главе „Эстонский язык и национальное самосознание“ четко сформулировано, что сохранение и развитие эстонского языка – это конституционная ценность. Коалиция поддерживает деятельность, направленную на популяризацию эстонского языка как внутри страны, так и за ее пределами и исходящую из того, что эстонский язык – государственный».

По его словам, IRL ближе идея, что работать надо над возможностями, как лучше и быстрее освоить эстонский язык, а не над послаблением языковых требований: «В коалиционном договоре написано, что с помощью средств Европейского союза мы запустим программы по изучению эстонского языка для взрослых. Именно обучение должно быть во главе угла».

«За несколько дней до выступления Яны Тоом в Нарве фракция IRL предложила Конституционной комиссии Рийгикогу внести поправки в „Закон о предоставлении международной защиты иностранцам“. Это предложение устанавливает для переселенцев и беженцев ценностные нормы, в том числе обязанность владеть эстонским языком минимум на уровне B1. Это выше, чем уровень A2, который требовался до сих пор. Владение языком на уровне B1 означает, что лицо может свободно говорить на эстонском языке», - пояснил Прийт Вярк.

«Отправной точкой при составлении наших предложений была преамбула в Конституции Эстонской Республики, где одной из главных целей названо сохранение национального государства», - заключил он.

Мартин Кукк
Мартин Кукк Фото: Mihkel Maripuu / Postimees

Фракция партии реформ была лаконична в своем ответе. По словам вице-председателя фракции Партии реформ Мартина Кукка, реформисты не поддерживают всевозможные идеи по снижению языковых требований. «Мы считаем, что обучение эстонскому языку должно быть удобно и доступно всем жителям нашей страны», - заявил он.

Фракция Консервативной народной партии Эстонии также против либерализации языковых требований, о чем порталу Rus.Postimees сказал ее председатель Мартин Хельме. «Если мы говорим об опасности массовой миграции в Эстонию, то одной из причин, почему мы категорически против этого, является давление на нашу языковую и культурную среду, -  обосновал свою позицию Хельме. - Стоит отметить, что для нас важна именно доминирующая позиция эстонского языка в публичном пространстве Эстонии, но мы не исключаем пересмотр некоторых очень высоких уровневых требований, если результатом этого станет более широкое распространение эстонского языка».

Мартин Хельме
Мартин Хельме Фото: Riigikogu kantselei

Член фракции Консервативной народной партии Эстонии Яак Мадисон в свою очередь добавил, что нынешняя регуляция языковых требований является адекватной и оправдывающей себя: «В Эстонии можно бесплатно ходить на курсы по эстонскому языку, чтобы выполнить минимальные требования для работы во всех областях. Так как в Эстонии законы равны для всех, независимо от места жительства или родного языка, то нет смысла вводить какие-то особенные правила в одном регионе или для говорящих на каком-то определенном языке лиц».

Пресс-секретарь Социал-демократической партии Сильвер Мейкар заявил, что прибытие беженцев, покинувших свои страны из-за войны, ничего не изменит - языковые требования останутся прежними. По его словам, подобное предложение не обсуждалось как в правительстве, так и во фракции.

Сильвер Мейкар
Сильвер Мейкар Фото: Erlend Štaub

 «В интересах как беженцев, так и жителей Эстонии - предоставить приезжающим сюда людям интенсивное и качественное обучение эстонскому языку. Это в том числе соответствует миграционной политике социал-демократов, цель которой - помочь беженцам быстрее интегрироваться в общество Эстонии. Помимо обучения эстонскому языку, беженцам надо предложить получить образование, повысить квалификацию и помочь найти подходящее рабочее место», - считает Сильвер Мейкар.

 «В случае языковых требований важно, чтобы они были уместными. Понятно, что от школьного учителя будут требовать больше, чем от таксиста. Но здесь Министерство образования и науки должно провести анализ», - заключил он.

Наверх