Поверженное Зло корчится у ног агента 007. Осталось нажать спусковой крючок пистолета – и оно будет стерто с лица земли. Но герой медлит…
«007: СПЕКТР». Последнее дело Джеймса Бонда?
«СПЕКТР» – 24-й фильм про Джеймса Бонда и четвертый – с Дэниэлом Крэйгом в главной роли. Актер подписал контракт на пять картин, но уже после третьей (и лучшей), «Координаты Скайфолл», говорил, что мечтает избавиться от образа главного супершпиона всех времен и народов.
Хотя именно Крэйг совершил революцию в восприятии героя.
В предыдущих картинах Джеймс Бонд был аристократом, плейбоем, джентльменом, который спасал человечество в промежутках между игрой в казино, светскими тусовками и соблазнением красавиц. Все происходящее было несерьезным, ироничным, подвиги совершались как бы понарошку. Мировое Зло при всем своем могуществе больше годилось пугать прохожих во время Хэллоуина, чем уничтожать – исключительно pour plaisire, из какого-то декадентского извращенного эстетства – все человечество.
Демократичный разведчик
Фильмы с Крэйгом – серьезнее и реалистичнее (если, конечно, так можно говорить о мифах чистой воды). Герой остается суперменом – иначе просто невозможно – но в последней реинкарнации Бонд выглядит простым парнем, намного более демократичным, чем его предшественники. Зло по-прежнему остается довольно расплывчатым, условным (интересно, возможен ли сюжет «Джеймс Бонд против ИГИЛ»?).
Но борьба с ним далеко не так легка и приятна, как в классической бондиане. Да и сама профессия агента с правом на убийство – не просто опасное, но и вредное занятие. Бонд здесь каждые 23 минуты прикладывается к алкоголю не только оттого, что любит водку с мартини, а еще и для того, чтобы забыться, снять нечеловеческое напряжение, которое испытывает практически всегда.
Еще в «Координатах Скайфолл» Джеймс Бонд испытал опустошенность. Победа над Злом не принесла прежнего удовлетворения: Зло меняло цели, маски, обличия – и на месте каждого сраженного мерзавца перед героем вырастал новый. И конца этому не было.
Сценарий «СПЕКТРа» выстроен так, что предыдущие три фильма франшизы составили единый ряд – уничтожая одного противника за другим, агент 007 приближался к стоящему за всеми устраненными врагами руководителю глубоко законспирированной международной террористической организации. Предыдущие враги были звеньями цепи, которую выстроил Главный Злодей. Квартет сценаристов (сюжеты последних картин франшизы всегда придумываются коллективно) и режиссер, обладатель «Оскара» за «Красоту по-американски», Сэм Мендес, нарекли персонажа именем, заимствованным из классической бондианы – Эрнст Ставро Блофельд. И выбрали на его роль любимого актера Квентина Тарантино Кристофа Вальца.
Суперагент против компьютера
Этого мало. Существованию агента 007 (а как выясняется по ходу фильма, и Британской империи, и прочему человечеству) угрожают еще и современнейшие ИТ-технологии.
Нейтрализовав очередного гада и попутно сокрушив ряд памятников архитектуры Мехико-Сити, Бонд прибывает в штаб-квартиру МИ‑6, получает выговор за самоуправство и узнаёт, что «человеческий фактор» устарел. Программа «два нуля» свертывается – вместо нее субтильный, малость помешанный на новейших технических средствах глава Центра национальной безопасности Макс Денби (он же С.) внедряет компьютерную сеть, способную следить за всем на свете. Общую для контрразведок и разведок свободного мира. Так что Бонд может уходить на пенсию и писать мемуары, которые все равно не будут опубликованы.
Но, как известно, компьютер никогда не заменит человека. Хотя бы потому, что он действует в рамках заданной программы (какой бы совершенной она ни была), а человек может импровизировать и в конечном итоге способен учинить вопиющую глупость, которая поставит в тупик любой компьютер.
Кроме того, компьютер лишен представлений об этике и не разбирает, на Добро или на Зло ему приказано работать. И есть множество способов сбить его с толку.
В одном фантастическом рассказе (в каком, автор запамятовал) компьютер начал выдавать начальнику разведки пагубные указания, которые вели к провалам агентов. Оказалось, что законспирированный вредитель оставил в компьютере вводную: «М. – предатель. Информация не подлежит дополнительной проверке». Выход – ввести в компьютер информацию, что М. отстранен и разведкой руководит новый начальник…
В фильме, конечно, все сложнее и неожиданнее. Но пафос тот же: компьютер оперирует безликими цифрами и символами, а человек знает, на что идет, и готов погибнуть во имя высокой цели.
Миссия исчерпана, продолжение следует?
Авторы явно нацеливались на то, что «СПЕКТР» станет заключительной частью похождений агента 007, а Леа Сейду – последней девушкой Бонда, с которой герой наконец обретет простое человеческое счастье. Зритель сможет спать спокойно: тайная организация, во главе которой стоит садист – владелец белого ангорского кота, окончательно обезврежена. Правда, спокойно спать все равно не получается: ИГИЛ пострашнее «СПЕКТРа», к тому же оно существует на деле, а кошмар от ожидания наплыва беженцев из исламских стран пугает на много порядков сильнее самых жутких хорроров. Но за это ни покойный Иэн Флеминг, ни ныне здравствующие Сэм Мендес, Дэниел Крэйг, Кристоф Вальц и др. не несут ответственности. Отвечать за это должны совсем другие лица.
Создатели фильма решили пробежаться по всей клавиатуре испытанных приемов, которые заставляют зрительское сердце замирать от беспокойства за героя (хотя ясно же, что он непобедим и в известном роде бессмертен). Непременные драки – в том числе на теряющем управление вертолете, причем герой одной ногой висит над бездной, а другой выводит из строя врага. Погони – по городским улицам на спортивных автомобилях, на теряющем по пути крылья и хвост самолете за мчащемся по Тирольским Альпам вездеходе, в котором противники увозят отчаянно брыкающуюся девушку…
Попутно герой узнает тайну своего происхождения (это уже что-то новое). А Эрнст Ставро Блофельд, разумеется, пытает Бонда с применением новейших технических и психотропных средств. Но герою-супермену это – что слону дробина. Однако почти все эти кадры и трюки уже были в разных частях франшизы. К тому же – Крэйг недаром хочет избавиться от роли агента 007 – артисту нечего играть: характер исчерпан, на одном экшене образ не создать. Да и характер Блофельда – при всем отрицательном обаянии Вальца – в сценарии явно не прописан. Роль получилась бледной тенью того, что Вальц уже играл.
Что касается последней девушки Бонда, Мадлен Сванн, Леа Сейду в этой роли красива и… несколько безжизненна. Будто до съемок ее держали в холодильнике или замораживали среди восхитительных пейзажей зимнего Тироля.
Подростки, которым больше всего нравятся драки и погони, посмотрят фильм с интересом. Взрослые зрители – со светлой печалью: ведь мы, кажется, прощаемся с агентом 007. По крайней мере, до тех пор, пока публика не соскучится по его приключениям – и он не предстанет в обличье нового исполнителя.
Хотя нельзя сказать с уверенностью, что мы действительно расстаемся с героем Крэйга. Во-первых, отчего-то он не прикончил главгада. Проявил благородство. Не исключено, что злодей оклемается и примется за старое. По желанию публики. Артур Конан Дойл тоже, устав от Шерлока Холмса, заставил его погибнуть, а потом по просьбам читателей воскресил великого сыщика. Герои бессмертны. Злодеи – тоже.
«Spectre» / «007: СПЕКТР»
Режиссер: Сэм Мендес
В главной роли:
Дэниел Крэйг
Великобритания – США, 2015, 148 мин.
Мировая премьера:
26 октября 2015 года
Премьера в Эстонии:
6 ноября 2015 года