Cообщи

Национальная составляющая в футболе?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Преодолима ли красная черта? Наивысшее достижение русскоязычных футболистов Эстонии – 99 матчей за национальную сборную.
Преодолима ли красная черта? Наивысшее достижение русскоязычных футболистов Эстонии – 99 матчей за национальную сборную. Фото: Скриншот с официального сайта Эстонского футбольного союза

В истории эстонского футбола до сих пор не было ни одного русскоязычного футболиста, которому удалось бы сыграть за национальную сборную сотый матч – так называемый матч престижа. Последний наглядный пример – Дмитрий Круглов, который остановился на отметке 99 и вот уже несколько месяцев не выходит на поле в футболке национальной сборной. 

Президент Эстонского футбольного союза Айвар Похлак отказался комментировать данный факт, назвав поднятую тему глупой и сославшись на то, что эстонский футбол –  главный и самый успешный интеграционный проект нашей страны. Но отказавшись, прокомментировал. А прокомментировав, еще раз отказался.

За красной чертой

Разумеется, время покажет, преодолима ли красная черта или же 99 матчей за сборную так и останутся наивысшим достижением русских футболистов Эстонии. Однако мы не могли оставить без внимания поступившие в редакцию «ДД» сигналы от футболистов и спортивных чиновников муниципального уровня, озабоченных сложившейся ситуацией. Имена людей, слова которых приведены в данном материале, по просьбе говоривших мы решили не обнародовать, но редакции они известны.

Оттолкнемся от фактов. На основе официальной таблицы, опубликованной на сайте Футбольного союза Эстонии, можно сделать любопытное наблюдение. Отметку в сто матчей в истории эстонского футбола преодолели только десять человек. Футболистов русского происхождения среди них нет. Зато на подступах к заветной цифре образовалась целая группа претендентов, фамилии которых оканчивают на -ов/ев. Дмитрий Круглов (99 матчей), Александр Дмитриев (96 матчей), Сергей Терехов (94 матча), Андрей Степанов (89 матчей), Константин Васильев (85 матчей). Двое – Терехов и Степанов – бывшие игроки сборной, поэтому улучшить свою статистику они уже не смогут ни при каком раскладе. Данные приведены по состоянию на 21.11.2015.

Что дает сотый матч за национальную сборную? Главная и чуть ли не единственная награда – престиж. В спорте, по словам футболистов, помимо достижений важно уважение. «Сотый матч – это дань благодарности за все труды и время, отданное футболу и стране», – говорит наш собеседник-футболист. Сотый матч вводит спортсмена в престижный и немногочисленный список тех, имена которых вписаны в футбольную историю страны. Кроме того, он дает право на проведение прощального матча за счет футбольной федерации.

Кругосветного путешествия за это достижение федерация не предлагает, но билеты в VIP-ложу на матчи сборной таким футболистам обеспечены. Определенные льготы предусмотрены и при получении тренерских лицензий: футболистам автоматически присуждается I тренерская категория по квалификации футбольного союза, объясняет спортивный чиновник. Это означает, что спортсменам не надо будет ходить на курсы и сдавать экзамены.

Сотый матч – важная веха в жизни футболиста еще и потому, что есть всего три знаковых матча: первый, сотый и последний. Сыграть сто игр за национальную сборную – большая честь.

Разумеется, жизнь футболиста на этом не заканчивается. «Но, в общем-то, очень обидно не сыграть сотый матч, находясь в шаге от него, как в случае с Дмитрием Кругловым. Это просто не по-человечески со стороны футбольного союза – не дать ему  шанса. Сотый матч гарантирует почет, на который футболист имеет право, когда он сделал для сборной столько, сколько Круглов. И дать ему право на прощальный матч – это тоже логично», – рассуждает спортивный чиновник.

Полузащитник Дмитрий Круглов не выходил на футбольное поле в составе сборной с сентября этого года. «99 матчей сыграл, и сразу все остановилось: вдруг резко потерял форму», – иронизируют собеседники «ДД». 

«Сотый матч – это рубеж не только в эстонском, но и в мировом футболе. Считается, что это знак качества. Чтобы сыграть сто матчей за сборную, надо практически десять лет постоянно выступать в футболке своей страны. Это говорит о том, что человек достиг определенной футбольной вершины. В эстонском футболе на данный момент на нее взобрались не более десяти человек, и среди них нет ни одного русскоязычного футболиста», – выражает удивление уже не первый футболист. 

В полушаге от престижа

На подступах к заветной сотне есть люди, у которых еще есть шанс дотянуть до знаковой отметки: Дмитрий Круглов, Александр Дмитриев и в перспективе – Константин Васильев, которому понадобится не менее года, чтобы успеть отыграть недостающие матчи. Пока что все игроки, успешно добравшиеся до финиша, – эстонцы.

«Это стечение обстоятельств? Либо за этим что-то стоит?» – задается вопросом собеседник «ДД», известный футболист. «Ситуация, когда игроку, подошедшему к сотому матчу, не дают сыграть, мне кажется неправильной в человеческом плане, с точки зрения отношения к этим ребятам. В сборной достаточно много проходных матчей, когда игрока можно выпустить на поле всего на одну минуту и искусственно дотянуть до важной отметки – в том случае, если тренер считает, что спортсмен находится не в лучшей форме. Круглов – самый наглядный пример. Ближе к этой отметке уже не бывает. И не выпустить его на поле сейчас, когда прошли товарищеские матчи, в том же прощальном матче Сергея Парейко, – это странно.

Круглова при этом даже не вызывали на эти матчи в сборную. Допустим, что сейчас он не в лучшей форме, но почему его не выпустить на поле хотя бы на минуту? Это было бы возможным, если бы помимо спортивных составляющих существовал человеческий фактор. Надеюсь, что хотя бы Александру Дмитриеву удастся провести сотый матч, хотя сейчас это кажется сомнительным. Учитывая, что идет процесс омоложения сборной, я не исключаю, что на этой отметке наши опытные игроки и остановятся, – сказал футболист.  – Поэтому у разных людей появляется одна и та же мысль: не связано ли это с тем, что их фамилии заканчиваются на -ов/ев? Ни один футболист с русскими корнями еще не сыграл сотый матч. Может, здесь и нет прямой связи, но слишком много совпадений. Круглов провел 99-й матч в сентябре и резко перестал отвечать требованиям сборной. Так не бывает! Это просто нелогично. Ведь у него при этом даже не было травм, и за один месяц футболист резко постареть не может. Ему всего 31 год». Собеседник «ДД» также заметил, что сейчас почему-то нет ни одного эстонца, который находился бы на расстоянии вытянутой руки от сотого матча, –  те, что были, его уже сыграли. Русских же держат на подступах.

«Дмитрий Круглов очень сильно переживает, – рассказал его знакомый. – На данный момент он собирается оставаться в большом спорте, поскольку ему всего 31 год. Будет пытаться устроиться где-то за границей, но здесь многое зависит от агентов. После неудачного сезона трудно заключить контракт, результатов нет». Стоит отметить, что весь минувший год участник 99 матчей за сборную играл на непривычной для него позиции: в «Левадии» он был вынужден стать опорным полузащитником, который организует атаки в середине поля. Будучи же левоногим игроком, ранее он успешно играл слева на позиции защитника и полузащитника, долгое время специализировался на том, чтобы проходить по левому флангу. Нетрудно предположить, что сейчас он чувствует себя не в своей тарелке, поскольку это абсолютно не его амплуа, отмечают эксперты. Сначала спортсмена поставили на позицию, где сложно показать результат, в «Левадии», а потом и в сборной.

Интеграционный проект

По оценке некоторых футбольных экспертов, эстонская команда расцвела, когда главным тренером сборной был Тармо Рюйтли. Футболисты хорошо провели отборочный цикл, возник ажиотаж, Константин Васильев в ту пору получил титул «Лучшего игрока» и «Гражданина года», и тогда же эстонская сборная по футболу была признана лучшей командой года. Не секрет, что именно Рюйтли активно подтягивал в сборную русскоязычных игроков. Однако после хорошего сезона выбор был сделан не в пользу Рюйтли, ему на смену пришел шведский тренер Магнус Перссон. В результате осуществленных им изменений из сборной исчезли такие игроки, как Морозов, Артюнин и Субботин. «Остались Васильев, Дмитриев, на место которого пытаются подтянуть Антонова, и Зенев. Остальных убрали», – утверждает спортивный чиновник. Но, как говорится, это право тренера. Здесь вопросов не возникает.

Главе футбольной федерации Айвару Похлаку мы адресовали другие вопросы.  «ДД» поинтересовался, почему, с его точки зрения, в истории эстонского футбола ни один русскоязычный игрок до сих пор не удостоился права сыграть сотый матч, включая Дмитрия Круглова, на счету которого сейчас уже 99 матчей; считает ли он это простым стечением обстоятельств и получит ли Дмитрий Круглов шанс сыграть свой сотый матч, например, в товарищеской встрече.

Получив вопросы в письменном виде, президент футбольного союза Айвар Похлак не удержался от звонка, в процессе которого дал нам отповедь: «Вы, по-моему, не разбираетесь в деле. Это глупые вопросы. Мы не дарим права на проведение сотого матча, футболист сам  его добивается, набирая нужное количество игр. Если игрок доходит до ста игр,  то ему полагается прощальный матч. Ваши вопросы очень далеки от спорта и футбола и даже смешны». 

Но дело в том, что национальная составляющая в футболе – не только и не совсем спортивный вопрос. Потому мы все-таки попросили Айвара Похлака прокомментировать смешные, по его оценке, вопросы. Ответ, принципиально данный на русском языке, был следующим: «Как вы можете спрашивать, почему никто из русскоязычных не сыграл сотый матч? Значит, никто из них просто не вызывался в сборную столько раз и не был в команде в течение такого длительного периода. Мы специально ничего не считаем и за статистикой не следим. Это зависит только от самого игрока. Редко встречаются футболисты, которые провели сто матчей за сборную. Вы задаете некомпетентный вопрос. Дадим ли мы Круглову право на сотый матч? Он сам должен завоевать это право, мы ничего не даем». 

«Но нужна ведь всего одна минута на поле!» – не сдавались мы. «Всех, кто подходит к этому рубежу, мы имеем в виду, но о таких вещах публично не говорят. Согласны?» – спросил Похлак. «Согласны. И все же почему Круглов с сентября не может выйти на поле даже на минуту? Это случайное стечение обстоятельств или на то есть объективные причины: плохая спортивная форма, травмы?» – снова поинтересовались мы. «Это слухи, которые заводят в тупик глупых журналистов. Футбольные журналисты на эту тему даже не стали бы писать», – был непреклонен Похлак. Суть этой долгой беседы, выдержки из которой Айвар Похлак впоследствии запретил нам публиковать, так или иначе сводилась к заявлениям о некомпетентных и глупых вопросах и журналистах.

«Футбольный начальник» убежден, что «ДД» выгодно поднять шумиху вокруг этой темы. «Если вы думаете, что футбольный союз против русских, так это неправда. Наоборот! Я отлично общаюсь с русскими, хорошо говорю по-русски, я могу прочесть вам Высоцкого наизусть. Один из моих любимых писателей – Иван Бунин. Я честный и принципиальный человек и уважаю русскую культуру. Постоянно ищу компромисс между Востоком и Западом, поскольку способен понять обе стороны», – заявил Похлак. Президент футбольного союза при этом подтвердил, что Круглова с сентября не вызывают в сборную, потому что он в неважной форме и неудачно провел сезон, в связи с чем вопрос о сотом матче неуместен.

Глава футбольного союза прокомментировал и вопрос не совсем удачной позиции Круглова на поле. «Все знают, что у „Левадии” был трудный сезон и клуб представлен не таким количеством игроков в сборной, как обычно. Тот же самый Круглов провел не самый свой лучший сезон, играя в „Левадии” не на своей привычной позиции, а в центре. Почему? Не знаю. Но ясно, что он будет выпадать в такой ситуации», – рек Похлак. – Что странного в 99 играх? А что касается Дмитриева, который на два года старше Круглова, думаю, он сыграет свой сотый матч! Он провел один из самых лучших сезонов последних лет, поэтому и играет постоянно в сборной».

«Половина команды или одна треть всегда была русскоязычной. Нас называют лучшим примером интеграции!» – сообщил глава футбольной федерации. Разговор дошел и до концепции эстонского футбола: «Когда в начале 90-х мы начали выстраивать эстонскую футбольную культуру, то свой клуб „Флора” я создал, исходя из той логики, что нужно восстановить эстонскую футбольную культуру, которая была разрушена в советские времена. Но это никак не влияет на сборную! Во „Флоре” играет мало русскоязычных, но тут действует другой принцип. Когда я говорю о концепции эстонского футбола в целом, то отмечаю следующее: мы должны быть дисциплинированными и физически сильными, как скандинавы, ловкими и созидательными, как славяне, и умными, как эстонцы. Это позволит достичь успеха».

Вдогонку к телефонному разговору мы получили письмо: «Здравствуйте еще раз! На всякий случай напоминаю, что состоявшаяся телефонная беседа – это не интервью. От интервью я отказываюсь, поскольку ваши вопросы – некомпетентные и представленная вами версия абсолютно не соответствует действительности».

Дмитрий Круглов, оказавшийся в эпицентре внимания, воздержался от комментариев «ДД». Поделившись своими планами на будущее, футболист внес в разговор нотку оптимизма: «Я уезжаю отдыхать после долгого и трудного сезона, чтобы вернуться обратно с новыми силами. С футболом я не заканчиваю, буду играть и дальше!»

Наверх