Абонент временно недоступен

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Когда связь есть, многим кажется, что она нужна только для игрушек и пустой болтовни. А когда она пропадает, выясняется, что даже на помощь позвать невозможно.
Когда связь есть, многим кажется, что она нужна только для игрушек и пустой болтовни. А когда она пропадает, выясняется, что даже на помощь позвать невозможно. Фото: Тоомас Хуйк
  • Жителям деревни Кахула приходится бродить по огородам в поисках сети
  • Интернет тоже пропал
  • Сейчас в деревне 164 частных дома

Чтобы позвонить, жителям и дачникам деревни Кахула приходится бродить по огородам в поисках сети – как в старые добрые времена. Интернет тоже внезапно пропал.

Прогрессивная в ИТ-технологиях и полностью интернетизированная Эстония может залиться легким румянцем смущения: мы нашли место, попав в которое можно оказаться без связи с цивилизацией. Здесь не работают мобильные телефоны, разве что вы сумеете забраться на елку или, изрядно побегав по грядкам, наконец обнаружите точку, в которой количество «палочек» на экране мобильника вас удовлетворит. Соединиться с Интернетом можно только ранним утром, да и то случайно. Все остальное время вам будет предоставлена возможность жить вне зоны доступа. Как думаете, что это за место?

Раньше было лучше

Пессимисты, скорее всего, решили, что речь идет о кладбище причем, подземной его части. Нет! Чуть более оптимистичные люди наверняка подумали об отделениях реанимации, тюрьме или армии. Тоже нет. Так что же это? А это обычная деревенька, образовавшаяся на месте дачного поселка и расположенная всего в шести километрах от Кохтла-Ярве и в одиннадцати – от Йыхви. Причем счастье забыть о гаджетах, предпочтя им живое общение и природу, на головы жителей Кахула свалилось внезапно. Еще каких-то полтора года назад здесь можно было и звонить по мобильному телефону, и сёрфить в Интернете. Но радость пришла откуда ее не ждали.

По словам Елены, хозяйки одной из дач, находящихся в деревне Кахула, место это в свое время предложили обживать шахтерам: «Территорию разделили на участки, которые были распределены между работниками шахт, чтобы они обустроили там огороды. Такой участок получили и мы». Люди жили и, что называется, не тужили. Со временем земля была освоена настолько, что на участках стали появляться не только дачные домики, но и  капитальные дома.

«Сейчас в деревне всего 164 частных дома, около трети собственников живут здесь  круглый год. А в сезон, то есть с апреля по ноябрь, подтягиваются дачники, среди которых и наша семья. Городскую квартиру мы закрываем – и на природу,  – продолжает  Елена. – В прежние времена поселок не имел отдельного административного статуса. Однако несколько лет назад дачникам, которые уже успели создать свое товарищество и выбрали исполнительную власть, предложили активнее регистрироваться в своих домах в качестве постоянных жителей, чтобы дачный район мог получить статус деревни». Так и появилась деревня Кахула, входящая в состав Йыхвиской волости.

Понятно, что жизнь современного человека без возможности постоянного общения с внешним миром кажется странной. Мобильный телефон из разряда предметов роскоши давно перекочевал в разряд предметов первой необходимости, Интернет заменил книги, кинотеатры и телевидение. Но если в городе существует альтернатива в виде стационарного телефона и телевизора, то за городом, особенно, если живешь там постоянно, подобная, пусть и «устаревшая», роскошь может оказаться недоступной.

«Постоянная связь с внешним миром нужна не только молодежи, которой у нас много, но и пожилым людям. Вот недавно мои восьмидесятилетние соседи очень сокрушались, что ни они до детей, ни дети до них так и не смогли дозвониться, что в итоге помешало им встретиться», – говорит Елена. Но это еще цветочки: а если пожар? Дома-то частные… А если кому-то потребуется скорая помощь или вмешательство полиции?

Дело в том, что в деревне Кахула никто никогда и не устанавливал стационарных телефонов, поскольку до недавнего времени всем хватало мобильной связи. Проблема вечернего досуга, если он проводился не у мангала, была разрешена при помощи спутниковых тарелок и Интернета. Мобильную связь и Интернет обеспечивали EMT и Elion, больше ловить тут было нечему. Но до весны прошлого года все прекрасно ловилось, и все были довольны, а потом наступили перемены не к лучшему.

Маленький клиент неинтересен?

Кто забыл, напомним, что весной 2014 года предприятие Eesti Energia Kaevandused приняло решение о закрытии одной из самых старых шахт в Эстонии – «Виру». Причины банальны: шахта практически выработала свой ресурс и  закупать новое оборудование стало нецелесообразно. Тогда работу потеряли более четырехсот человек, о трудоустройстве которых прежде всего беспокоились руководство предприятия и жители страны, читавшие новости из Ида-Вирумаа.

Итак, шахту закрыли, было демонтировано оборудование, снесены наземные строения и… С этого момента в деревне начались серьезные перебои связи. «Мы так поняли, что у шахты была своя мощная антенна, благодаря которой хорошая связь была и у нас. Но, как только шахта прекратила свое существование, мы остались без телефонов и Интернета», – жалуется Елена.

Она описывает мытарства жителей деревни так: чтобы позвонить по телефону, приходится долго и вдумчиво бродить по огороду и искать местечко, в котором появляется шанс дозвониться и быть услышанным. Интернет же в доме у Елены есть только рано утром, когда она успевает быстренько просмотреть почту, но это всё: «Мой муж страстный болельщик, и в дни матчей он вынужден уезжать в городскую квартиру».

Елена говорит, что жители деревни неоднократно обращались в EMT и Elion с жалобами: «Ответы разные, но ни один из операторов ситуации не исправил. Мне предложили купить в рассрочку индивидуальную антенну. Купили, поставили, но связь так и не появилась. Зато мы теперь не можем отказаться от услуг этого оператора, потому что привязаны к нему договором рассрочки. А всей деревне предложили купить более мощную общую антенну, но это означало бы, что с каждого дома пришлось бы заплатить по двести евро. Для нас это слишком большая сумма. Я заходила в представительство Elion, сотрудницы которого пытались по своим картам проверить уровень передаваемого сигнала. Однако они даже не смогли найти нашу деревню».

Жители деревни поняли ситуацию так: когда неподалеку находилось мощное и зажиточное предприятие, эта местность Elion´у и EMT была интересна, а когда крупный клиент ушел, 164 дома-клиента интересовать фирмы перестали.

Шахта унесла с собой все

«ДД» обратился в Elion и EMT, которые являются частями одного концерна Eesti Telekom, с вопросами о судьбе деревни Кахула и причинах ее обделенности. Кроме этической стороны дела нас интересовало и предложение о покупке антенны, сделанное  предприятием своим клиентам, платящим за связь, качество которой не отвечает никаким стандартам, требованиям и здравому смыслу. В соответствии с этим предложением, жители Кахула должны заплатить за антенну 32 800 евро (по двести евро 164 дома), но известно, что антенны и мачты подобные предприятия должны ставить за свой счет. Кроме того, операторы связи еще и доплачивают домам, на крышах которых с разрешения жильцов ставят дополнительное оборудование, которое усиливает уровень сигнала в данном районе. Что же происходит в Кахула?

Как выяснилось, в Eesti Telekom хорошо осведомлены о проблемах жителей ида-вируской деревни. Нам объяснили, что для увеличения зоны покрытия одной базовой станции (то есть, для того чтобы сделать диаметр покрытия сети более одного километра) необходимо установить антенны на максимально возможную высоту: как минимум на тридцать метров.

Для этой цели Eesti Telekom использует мачты высотой от тридцати до ста метров. Но установка такой мачты, как сообщили представители предприятия, с точки зрения административных формальностей очень сложное мероприятие, которое необходимо согласовать с множеством сторон, в том числе, и с местными самоуправлениями. Кроме того, это мероприятие очень дорогостоящее. По этим причинам Eesti Telekom максимально полно использует уже имеющуюся инфраструктуру.

«На шахте „Виру“ небольшая мачта связи была установлена нами на крыше достаточно высокого технического здания. Там мы смогли расположить антенны на требуемой высоте, добившись достаточной зоны покрытия для района, прилегающего к шахте, – сказал Тойво Праакель, руководитель отдела по развитию инфраструктуры Eesti Telekom. – К сожалению, шахта „Виру“ была ликвидирована в прямом смысле этого слова: весь комплекс был снесен, здания разрушены, прекращена подача электричества. В результате мы были вынуждены остановить работу своей станции, что стало причиной уменьшения зоны покрытия».

Таким образом Праакель подтвердил предположение жителей Кахула:  причиной ухудшения сигнала в деревне действительно стало закрытие шахты «Виру». Но – особо подчеркнул Праакель – вовсе не потому, что из региона ушел крупный бизнес-клиент, а мелкие клиенты Eesti Telekom не нужны. Нужны, но беда в том, что была ликвидирована вся инфраструктура, на которой базировалось оборудование Eesti Telekom. Если бы здания и подача электричества сохранились, оператор связи продолжал бы оказывать услуги связи в регионе на том же уровне, что и раньше. «Для нас одинаково важны все клиенты – и крупные, и не очень. Telekom прикладывает максимум усилий для того, чтобы развивать современные технологии во всех регионах Эстонии. Однако, безусловно, в своих действиях компания во многом зависит от внешних, в том числе юридических, административных, финансовых и физических обстоятельств», – заверили «ДД».

Выход ищут

Тойво Праакель продолжил: «Если мы говорим о зоне действия базовой станции мобильной связи, то во многом она обусловлена используемой технологией, частотой вещания и наличием физических препятствий, то есть окружающей средой. В новых обстоятельствах (после закрытия шахты „Виру“) поселок Кахула находится на расстоянии шести километров от базовой станции ЕМТ. Поселок окружен лесом, что представляет собой физическое препятствие для сигнала мобильной связи работающей в этом регионе станции. По этой причине обеспечение поселка стабильной и обширной зоной покрытия мобильной сетью является задачей достаточно проблематичной».

Ответил Праакель и на вопрос о покупке антенн. По его словам,  приобретение дополнительных устройств для усиления сигнала ни в коем случае не является обязательным условием: «Со своей стороны мы информируем клиента о наличии такой возможности, а затем предоставляем возможность попробовать, насколько улучшается работа услуги с использованием дополнительных устройств. Пробный период составляет две недели, после чего клиент имеет право вернуть антенны в наше представительство».

Так что же делать? Неужели в Эстонии так и останется девственное место, до которого блага цивилизации так и не дотянутся? И если кто-то скажет, что Интернет на природе – от лукавого, то хочется заметить, что многим он нужен не для «баловства», а для работы, а что касается телефонной связи, то вряд ли кто-то решится оспаривать ее необходимость.

«В настоящее время, чтобы решить проблему связи в поселке Кахула, мы анализируем все имеющиеся у нас в данном районе возможности для установки оборудования, работающего в низкочастотном диапазоне, – объяснил представитель Eesti Telekom. – По сравнению с высокими частотами низкие частоты обеспечивают существенно лучшее проникновение сквозь физические препятствия и большую площадь покрытия. Таким образом, низкочастотное оборудование позволит нам улучшить объем зоны мобильной связи и ее качество, при использовании уже имеющихся на территории мачт».

Согласно первоначальному плану, работы, связанные с установкой дополнительного оборудования, пройдут в 2016 году.

КОММЕНТАРИЙ

Жители деревни Кахула жалуются на EMT и Elion. Но в Эстонии есть и другие операторы мобильной связи и фирмы, поставляющие Интернет. «ДД» обратился с вопросом в Tele2 и Elisa: нет ли у них плана дотянуть свои сети до конкретной деревни, расположенной в самом центре второго по величине и населенности уезда Эстонии?

По словам пресс-секретаря TELE2 Ханса Саарвельта, сегодня деревню Кахула должна покрывать станция, расположенная в Сомпа, и в данный момент фирма не планирует строительство подстанции непосредственно в Кахула.

Добиться ответа от Elisa нам, к сожалению, не удалось. Неоднократные обращения «ДД» пресс-служба этого оператора мобильной связи проигнорировала. Спасибо.

Наверх