В черных-черных горах под черным-черным небом

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Кадры из фильма "Черный альпинист".
Кадры из фильма "Черный альпинист". Фото: архив фильма «Черный альпинист»
  • На экранах – дебютная картина Урмаса Ээро Лийва «Черный альпинист»
  • «Черный альпинист» – фильм красивый, и снят он весьма технично
  • Слабым местом является сюжет

На экранах Эстонии – долгожданная дебютная картина Урмаса Ээро Лийва «Черный альпинист»: с одного бока триллер и хоррор, с другого – фильм, основанный на реальных событиях.

Что само по себе, согласитесь, звучит захватывающе. Особенно если учесть, что режиссер и сам был участником показываемых событий. Тем более, что действие происходит на излете СССР в далеких горах. «Черного альпиниста» ждали с нетерпением – в ходе пиар-кампании о картине говорили немало. Эстонские студенты, бурятские ландшафты, шаманская мистика...

Парня в горы тяни, рискни

Конец 1980-х; судя по звучащей в кадре песне «Белые розы» – не раньше 1988 года. Шестеро эстонских молодых людей – четыре мальчика и две девочки – решают отправиться в Бурятию, чтобы вдали от цивилизации предаться пороку скалолазания. Правда, интересует их не только альпинизм. Почти у каждого в группе есть, как говорят англичане, hidden agenda – скрытые намерения. Вожак Олле (Реймо Сагор) хочет наколупать в горах нефрита, а также охмурить красавицу Марлеэн (Ханна Мартинсон). Вторая девушка в группе, Анне (Лийс Лассь), явно влюблена в Олле. Этим дело не исчерпывается, но лучше, право, не спойлерить.

Молодой раздолбай Ээро (Прийт Пиус) хочет всего лишь развлечься, но в процессе одоления перевалов на него кладет глаз Марлеэн. В результате между Ээро и Олле нарастает антагонизм, а в горах, где все в одной связке, личная неприязнь чревата. При очередном переходе Олле на лыжах уходит вперед, Ээро мчится за ним, тут сходит небольшая лавина – и Ээро, выпрастываясь из-под снега, осознаёт, что (а) не помнит, что произошло, и (б) Олле куда-то пропал.

Ко всему прочему еще один парень утверждает, что видел на тропе Черного альпиниста. Принять на веру его слова сложно – историю про Черного альпиниста, который якобы умер когда-то в горах и с тех пор шатается по ним с целью отомстить всему живому, придумал сам Ээро, пытаясь впечатлить девушек. Однако с учетом пропажи вожака история эта обретает новые, кровавые оттенки.

Отчаявшись откопать Олле, ребята отыскивают по кошмарно приблизительной карте (дурной ксерокс, на котором ничего не видно) ближайшую деревню, расположенную, как сообщают нам, в трехстах километрах от Иркутска. Деревню населяют темные буряты, молящиеся гипсовому Ленину как божку, и русский милиционер (Вадим Андреев), от сплина пьющий в любое время суток. Связи с внешним миром нет, транспорта нет, властей, кроме мента, тоже нет.

Милиционер между тем подозревает, что эстонцы – один из них или все скопом – убили товарища и теперь заметают следы. Помощник милиционера, беззубый немой бурят с талантом художника и глазами сексуального маньяка, западает на Анне. Горе-альпинистов помещают в «гостиницу», которая оказывается местной тюрьмой...

Буряты и немцы

«Черный альпинист» – фильм красивый (главным образом за счет пейзажей), и снят он весьма технично. Слабое место тут – сюжет. Нам говорят, что это триллер с элементами хоррора, однако то и другое работает за счет неожиданностей. «Черный альпинист» же начинается с того, что герои этой истории (не персонажи, а настоящие) –  включая Ээро, то бишь Урмаса Ээро Лийва – бодрыми голосами вещают за кадром о том, «как хорошо все начиналось», «ничто не предвещало» и так далее. Зрителю дают понять, что участники событий – все или большая их часть (поначалу трудно разобрать, кто тут кто) – выжили и хорошо себя чувствуют. Конечно, здесь нет голоса Олле, а также Анне, которая отказалась от участия в проекте, но это еще пойди пойми.

Дальше хуже: ужасы не желают складываться в цельное полотно, а поодиночке не пугают совершенно. То есть, конечно, кому и пьяный русский милиционер, величающий эстонцев немцами, ужаснее графа Дракулы – однако герой Вадима Андреева с самого начала ведет себя как человек (и неплохой человек), а не как зверь-садист-убийца. Был бы это фильм покойного Балабанова – героев бы уже давно пытали, насиловали и приносили в жертву богам или даже лично гипсовому Ильичу темные буряты. Но и они ничего страшного в картине не делают. Ну нарисовал немой бурят себя с Анне голыми в эротической позе – и что? Влюбился человек!

Самое страшное в «Черном альпинисте» – то, что ни одно из ружей, щедро развешанных режиссером по всем доступным вертикальным поверхностям, не стреляет. Ни легенда о Черном альпинисте, ни безумие одного из героев, ни хищные языческие боги, ни камлание бурятской шаманки, ни вечно бухой мент не оборачиваются почти ничем, кроме пшика.

При этом пару-тройку раз нам показывают, как случается нечто ужасное, но это всегда либо сон, либо видение Ээро – и после первого такого видения следующие уже не пугают. Самый-самый эпизод картины – эстонские парни в заваленном окоченелыми трупами морге при помощи кипятка и такой-то матери размораживают тело Олле – тонет в белом, а точнее, черном шуме всего остального. Итог – ни богу свечка, ни черту кочерга.

А там, где нет переживания, нет и катарсиса. Понятно, что в действительности эта история примерно так и разворачивалась, однако желание показать все «как было» играет с фильмом дурную шутку. И предположение, что вожака Олле мог по личным мотивам убить сам Ээро, ничуть не трогает – ясно же, что Лийв не стал бы снимать кино, в котором убийцей оказывается он сам.

Ключевые слова

Наверх