Cообщи

Шахид-фобия: как преодолеть страх теракта?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Страх. Иллюстративное фото.
Страх. Иллюстративное фото. Фото: PantherMedia/Scanpix

К сожалению, страх теракта перестал быть редкостью в современном мире: некоторые люди испытывают ужас перед походом в многолюдный торговый центр, кино или театр. Как появляется у людей подобная фобия и как с ней бороться?

В новом видео террористической организации ИГИЛ, которое было опубликовано на этой неделе, экстремисты угрожают ряду стран, в числе которых оказалась и Эстония. И несмотря на то, что наша Полиция безопасности уверяет, что ни внутренняя, ни поступающая по международным каналам информация не указывает на возможность подготовки в стране терактов, люди испытывают тревогу. Регулярно в редакцию поступают письма обеспокоенных читателей, которых тревожат недостаточные, по их оценке, меры безопасности.

Невольные свидетели

Участившиеся во всем мире акты терроризма породили у людей еще одну фобию – паническую боязнь террористического акта. Пользователи Всемирной паутины уже окрестили этот страх шахид-фобией, а вот психологи пока обходятся без конкретного термина. «Официального названия для страха терактов, насколько мне известно, не существует, поскольку это явление еще не столь массовое», – говорит психолог Ольга Васильева.

Самое распространенное заблуждение – что этот страх испытывают только люди, которые с терактом непосредственно столкнулись или живут где-то поблизости, поэтому ассоциируют это событие с собой. На самом деле боязнь стать жертвой террористов может возникнуть у любого человека, даже если он живет за много тысяч километров от мест трагических происшествий. Но с чем это связанно?

Прежде всего, мы становимся невольными свидетелями теракта посредством яркого и подробного освещения трагедии с мест событий в средствах массовой информации. Кровь, стоны, обезумевшие от горя родственники, погибшие и раненые люди – вот, что мы видим с экранов телевизоров. К этому добавляется драматичная музыка и исполненные трагизма голоса ведущих. В итоге за счет созданного эффекта присутствия зрители со всего мира ощущают себя реальными очевидцами. А особо впечатлительные люди из-за чрезмерных переживаний и тревоги могут получить настоящую психологическую травму.

«Теракт – это то, что непредсказуемо, происходит неожиданно среди полного благополучия. Это вторжение смерти в жизнь становится потрясением и вызывает шоковую реакцию, —рассказывает Васильева. – У всех людей, даже не вовлеченных в теракт, непроизвольно возникает вопрос: а если бы такое произошло с ними или с их близкими?»

Шило на мыло

Поэтому причина появления у человека страха перед терактом может крыться в неосознанном стремлении людей к ощущению безопасности, которое нарушают террористы. «Мы все хотим ощущать базовое чувство безопасности, которое, как считается, испытывает ребенок у мамы в животе или потом грудничок, – говорит Васильева. – И мы все нуждаемся в этом чувстве, а если оно нарушается – то есть все было хорошо, и вдруг происходит что-то неконтролируемое, – тогда мы начинаем испытывать тревогу. И это естественно. Правда, одни люди могут преодолеть в себе чувство тревоги, а другие в нем застревают и становятся жертвами страхов».

Особую роль в развитии страха теракта играет человеческая беспомощность в подобных ситуациях. То есть люди понимают, что это может случиться с кем угодно в любой момент и с этим ничего нельзя поделать. Например, чтобы не попасть в аварию, человек должен быть внимателен за рулем и следовать правилам дорожного движения, а пешеход, чтобы не угодить под машину, должен смотреть по сторонам и не перебегать улицу на красный свет, но рецептов, как не стать жертвой террористов, не существует. Безусловно, абсолютной гарантии безопасности никакие предосторожности не дают, но все-таки они позволяют чувствовать себя более уверенно. В случае же теракта от человека ничего не зависит, а неподконтрольность событий страшит людей больше всего, вызывая у них внутреннюю тревогу и напряжение.

Кроме того, все люди подвержены экзистенциальному страху (проще говоря, страху смерти), который связан просто с самим фактом нашего существования и может проявиться у некоторых личностей как страх террористического акта. «Поскольку экзистенциальная тревога связана с неопределенностью, то люди переносят этот ужас в понятные им и определенные страхи или фобии, – рассказывает Васильева. – Мы все подвержены страху смерти, но, чтобы не сталкиваться с ним напрямую, превращаем его, например, в боязнь полетов, болезней, пауков, терактов и так далее».

Также за страхом теракта могут скрываться нерешенные проблемы и психологические травмы: «У человека была какая-то травма, которую он получил очень давно, и она совсем не была связана с террористическим актом. Допустим, психику ребенка травмировало физическое или психологическое насилие в семье, – приводит пример психолог. – Он может даже не помнить какую-то ситуацию из раннего детства, но если с ней не работать, она может стать толчком для боязни самых разных вещей».

Синдром черной бороды

Понять, что у вас или у ваших близких появилась шахид-фобия, можно по нескольким признакам. Во-первых, после известий о теракте тревога не отпускает человека долгое время и мешает его повседневной жизни: например, он не можете ходить на работу, в магазины или передвигаться на общественном транспорте. Во-вторых, фобия террористической атаки может выражаться в чрезмерной подозрительности к любым людям с неевропейской  внешностью: на людей накатывает леденящий кровь ужас при виде смуглых мужчин с черными бородами или женщин в традиционных мусульманских одеяниях.

«Я думаю, что страх теракта появился у меня после захвата школы в Беслане. Где-то через неделю после этих событий я шла в школу, и вдруг у меня началась паническая атака. Несколько раз я даже оставалась дома, поскольку не могла заставить себя выйти из дома, – рассказывает живущая в Таллинне Елена. – Когда я читаю об очередном теракте, ничего не могу с собой поделать и начинаю сильно переживать. Бывает даже такое, что еду в автобусе и разглядываю пассажиров, а поскольку у нас сейчас много людей восточной внешности, то порой на меня накатывает страх… И я могу выйти из транспорта раньше, не доехав до своей остановки».

Но сразу стоит отметить, что страх и фобия – разные вещи. Страх чаще всего связан с конкретной действительностью (например, на человека напала собака, и теперь он боится собак) и не оказывает разрушительного воздействия на жизнь человека, а фобия – это патологический или преувеличенный страх, который серьезно портит нам жизнь. «Мы говорим о фобических расстройствах, когда это уже мешает жить, нарушает функционирование человека,  – объясняет психолог. – Например, человек не может лететь в командировку не потому, что боится собственно полета, а потому, что боится взрыва на борту. Панический страх ограничивает его жизнь и даже вынуждает поменять работу».

Спасение утопающих

В некоторых случаях человек может справиться со страхом самостоятельно, другие же требуют вмешательства психолога. «Если кто-то боится школы, но идет туда, или его пугает необходимость лететь на самолете, но он все равно летит, это говорит о том, что человек в состоянии справиться со своими проблемами и сам, – приводит пример Васильева. – Совсем другая история, если вы не ходите в школу, потому что у вас началась паническая атака, или ни при каких обстоятельствах не готовы сесть в самолет. В этих случаях мы имеем дело уже с фобией, для борьбы с которой необходима помощь специалиста».

Итак, если ваш страх еще не перерос в фобию, то для начала необходимо не стесняться своего ужаса и признать существование проблемы. Известны случаи, когда у человека, который увидел теракт по телевизору, страх сильнее, чем у того, кто его пережил. «Бывает, что находящиеся в гуще событий люди справляются лучше, чем те, кто наблюдает со стороны, поскольку подвергшиеся теракту или его свидетели понимают, что у них в жизни произошла трагедия, и они идут к специалисту или пытаются с этим сами справиться, не скрывая своих эмоций, – рассказывает психолог. – А люди, следящие за всем этим по телевизору, хоть и переживают, но им кажется, что слишком бурная реакция неправильна, они боятся показать свои эмоции и держат их в себе».

Поэтому не загоняйте свои чувства куда подальше и не подавляйте их, поскольку страусиная политика может только ухудшить ваше эмоциональное состояние и повысить тревожность. Психолог рекомендует поговорить о своих эмоциях с близкими: «Для некоторых  достаточно просто обсудить с кем-то свое состояние, свои чувства, чтобы справиться с внутренней тревогой».

Правда, не для всех такой способ окажется действенным. Ольга Васильева считает, что людям, которые излишне эмоционально реагируют и имеют какую-либо психологическую травму, такой метод может навредить: «У них любая информация, связанная с происшествиями, может ухудшать состояние, и им не рекомендуется говорить о терактах, поскольку проговаривание может повлечь за собой ретравматизацию, когда человек снова все представляет и переживает, даже если и был свидетелем только по телевизору. В этом случае можно говорить только со специалистом, который с помощью определенных техник, которые предназначены для работы с посттравматическим расстройством, ситуацию разрядит».

Некоторым справиться со страхом помогают хобби и любые положительные эмоции, которые отвлекают от тяжелых мыслей. Например, можно заняться спортом, прогуляться или пообщаться с друзьями. Старайтесь поменьше смотреть телевизор, ограничьте просмотр передач, в которых диктор тревожным голосом рассказывает очередные подробности произошедшего террористического акта или рассуждает на тему вероятности повторения подобных событий.

Конечно, никто не предлагает совсем отгородиться от внешнего мира, но лучше временно отдать предпочтение более позитивным новостям, чтобы не накручивать себя лишний раз.

«Даже если мы имеем дело с чувствительным или психологически травмированным человеком, то он один раз послушал, попереживал и как-то может справиться с этим, – говорит психолог Васильева. – А если попадает под массированное воздействие окружающих, ему трудно устоять. Поэтому необходимо ограничить поступление информации о терактах. Например, смотреть не больше одной программы в сутки».

Паника в хиджабе

Одно из неприятных последствий страха – паническая атака, которая может застать человека в любое время. «Летом я отправился в Финляндию к друзьям, где испытал первую в моей жизни паническую атаку, – начинает свой рассказ Артем. – У нас в Эстонии, конечно, бывает давка в общественном транспорте, но тут в метро было что-то невероятное. Мы оказались в вагоне, в котором было огромное количество людей. Я увидел среди толпы мужчин восточной внешности и женщину в хиджабе, и тут меня вдруг бросило в жар, буквально начало трясти, участилось сердцебиение».

Молодой человек говорит, что он будто оцепенел, но друзья, заметив его состояние, вытащили его из вагона на следующей остановке и только на свежем воздухе он смог прийти в себя. «Я много читал про теракты пару лет назад, пытался изучать психологию поведения террористов и самих жертв, но никогда бы не подумал, что мои знания сыграют со мной злую шутку», – говорит Артем.

«Проявления панической атаки практически всегда одинаковы: холодный пот, учащенное сердцебиение, очень часто начинается головокружение и так далее, – комментирует рассказ Артема психолог. – А внутренние причины паники могут быть очень разными. Иногда к панической атаке может привести эмоциональное состояния человека. Например, он не выспался или принял алкоголь, а измененное состояние сознания тоже накладывает свой отпечаток».

Еще человек может психологически себя накрутить и сам вызвать паническую атаку. «В механизме возникновения панических атак элемент самонакручивания очень силен, и потом люди страдают уже страхом перед страхом, – рассказывает психолог. – Все может начаться с физиологического момента, например, в вагоне было действительно душно. И тут человек рассуждает, что раз ему трудно дышать, то, наверное, у него паническая атака, начинает к себе прислушиваться и делает только хуже».

Как с этим справиться? Как бы банально это ни звучало, но надо постараться успокоиться. «Самое простое – сосредоточиться на своем дыхании, дышать глубоко и размеренно, – советует Васильева. – Простые дыхательные упражнения действительно очень помогают. Также в такие моменты может оказать эффективную помощь массаж определенных точек на руках и ушах».

Если же вы часто сталкиваетесь с паническими атаками или страх ограничивает вашу жизнь, то своими силами вы вряд ли справитесь. Можно бесконечно долго пытаться настроить себя на позитивный лад, но если страх перерос в навязчивую идею, если вы не можете нормально проводить время с друзьями, спать, есть и плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Иначе запрятанные поглубже фобии могут настигнуть вас в самый неподходящий момент, когда вам будет максимально необходим самоконтроль.

Составить точный портрет человека, которого могут настичь фобии, невозможно. Вероятность возникновения страха теракта есть как у женщин, так и у мужчин – любого возраста, с любым уровнем образования и доходов. Но чаще других испытывают страх терроризма восприимчивые люди: «Людей можно поделить на тех, кто более чувствителен к вопросам бытия, смерти и жизни, и на тех, кто менее чувствителен, – говорит Васильева. – Одни посочувствовали, погоревали – и живут дальше, а другие очень болезненно реагируют, и у них с большой долей вероятности возникают неврозы, фобические расстройства и – как их проявление – панические атаки».

Еще одна потенциальная жертва подобной фобии – человек, у которого в прошлом есть нерешенные проблемы. «Такие люди чаще поддаются тревоге и страху, и они точно будут острее реагировать, чем другие, – утверждает Васильева. – И человек с непроработанной травмой, скорее всего, застрянет в своих переживаниях».

Если вы чувствуете тревогу из-за террористических угроз, главное – не поддаваться панике. В конце концов, по статистике гораздо больше людей становятся жертвами автомобильных аварий, чем терактов. Также все страшнее и опаснее становится мутирующий год от года грипп, но из-за него мы не запираемся дома и не ходим по улицам в скафандрах. В любой ситуации важно сохранять рассудок, и если мы не можем контролировать все, что происходит в окружающем нас мире, следует сохранять контроль хотя бы над собой.

Наверх