Больше всего выбросов в абсолютных цифрах производят Китай, США, Индия, Россия и Япония. В пересчете на каждого жителя – в основном арабские нефтяные страны во главе с Катаром (Эстония, к сожалению, тоже не в числе последних). Эти страны – в числе самых могущественных в мире, и если бы они достигли соглашения и серьезно взялись за дело, можно было бы чего-то достичь.
Но быстро развивающиеся страны во главе с Китаем и Индией считают, что прежде всего этим должны заниматься старые промышленные государства. Последние же беспокоятся о достигнутом ими уровне жизни и сохранении политических позиций. В краткосрочной и средней перспективе ограничение изменений климата означает уменьшение экономического и политического влияния, чего не может себе позволить ни одно государство: особенно, когда нет уверенности, что другие сделают то же самое. Силы (которой могло бы стать только мировое правительство), которая принудила бы к этому всех и исключила бы саботаж, не существует, поскольку страны суверенны. Поэтому каждое государство само решает, в какой степени оно готово внести вклад. На практике это означает, что каждый пытается сделать как можно меньше.
Люди в большинстве своем апатичны, поскольку негативные последствия изменения климата начнут серьезно ощущаться лишь через десятилетия. Сейчас хватает более острых проблем. Так, всего 18% китайцев считают, что противодействие потеплению климата требует существенных мер. В США этот показатель равен 45%, а в Европе – 55%. Возможно, большинство китайцев правы и будущее не столь зловеще, как пророчат пессимисты?
Поскольку повторения фактически полного копенгагенского провала мировые лидеры себе позволить не могут, к какому-то соглашению они, без сомнения, придут. Китай, например, заявил, что рост выбросов парниковых газов у них остановится в 2030 году, а затем начнет уменьшаться. США к 2025 году уменьшит выбросы на 26% по сравнению с 2005 годом. Билл Гейтс организует борьбу сверхбогачей с потеплением климата. Все это прекрасно, но довольно беззубо. Хорошей нам всем погоды!