Валев Калд: я не жесткий, я – принципиальный

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Новый мэр Маарду Валев Калд объяснил, что серьезных изменений курса от него пока ждать не нужно.
Новый мэр Маарду Валев Калд объяснил, что серьезных изменений курса от него пока ждать не нужно. Фото: Tairo Lutter
  • Кто такой Валев Калд?
  • Планы избранного мэра
  • Как удалось победить Языковую инспекцию

С 15 декабря в городе Маарду официально появится новый состав городской управы во главе с молодым руководителем, придерживающимся левых взглядов и позиционирующим себя как активного сторонника идей Георгия Быстрова. 

Новость о скоропостижной кончине 15 октября нынешнего года бессменного руководителя города Маарду Георгия Быстрова, без преувеличения стала шоком для многих. Но каждый человек смертен, а когда это произойдет, предсказать невозможно. Возник вопрос: что будет с городом? Новые муниципальные выборы должны пройти только в октябре 2017 года, и выбирать нового градоначальника должны уже действующие депутаты горсобрания. Довольно долго из Маарду не было вестей, временно исполняющий обязанности мэра Рейн Меэль занимался повседневными делами в прежнем русле. Но на прошлой неделе с перевесом в один голос пост руководителя Маардуской городской управы получил соратник Быстрова по партии и его заместитель по вопросам образования, культуры и спорта Валев Калд.

Техническая замена

По образованию он юрист, ему 32 года. Калд хорошо известен жителям города. Пока он считается избранным мэром, но право подписи и руководство остается в руках Меэля. «15 декабря, на очередном заседании городского собрания, я представлю новый состав управы, тогда и состоится мое официальное вступление в должность», – объясняет Калд.

Вспоминая первые дни после кончины Быстрова, Валев говорит не только о пережитом шоке, но и о той ответственности, которая легла на его плечи: «На следующий день после случившегося в мэрии собралась чрезвычайная комиссия, которая создала оргкомитет по организации похорон Георгия Васильевича. Он не только был почетным гражданином города: по сути, он и создал Маарду  как одно из самых перспективных самоуправлений,  он же был одним из инициаторов получения районом статуса самостоятельного города, – говорит наш собеседник. – Руководить оргкомитетом было поручено мне, и это был период тяжелой работы. Предстояло учесть все нюансы, согласовать их с пожеланиями вдовы, Людмилы Ивановны».

Похороны прошли 20 октября. По словам Калда, проститься с градоначальником и политиком пришли не только жители Маарду, в город съезжались люди со всей Эстонии: «А на следующей неделе прошло первое совещание фракции. Я должен объяснить, что после выборов 2013 года Маардуский избирательный союз, так называемый „Блок Быстрова“, получил 13 из 21 мандата в городском собрании. Еще восемь мест достались Центристской партии. На совещании нашей фракции мы приняли два важных решения. Во-первых, мы чтим православные традиции, а Георгий Васильевич был православным человеком, и, учитывая юридические аспекты, выносим вопрос об избрании нового мэра только по истечении сорока дней. Во-вторых, поскольку произошло чрезвычайное происшествие, мы производим техническую замену, то есть от нашего союза, имеющего в горсобрании большинство, выдвигаем нового кандидата в мэры из нашего же списка. Кандидатом выбрали меня».

В первом интервью мы принципиально решили не говорить с Валевом Калдом о тех распрях, которые происходят сейчас внутри маардуской коалиции: обе прошедшие в горсобрание силы в свое время договорились не создавать оппозицию, а подписали коалиционное соглашение и до смерти Быстрова пытались идти нога в ногу. А на заседании горсобрания, когда выбирали нового мэра, центристы предприняли попытку перетянуть одеяло на себя, однако провести другого кандидата на пост мэра города им не удалось, и все осталось так, как решил «Блок Быстрова».

«Я считаю, что сейчас мы все же способны сесть за стол переговоров и прийти к компромиссу», – уверен Калд. Определенным подтверждением его слов можно считать тот факт, что бюджет на будущий год, который принимают уже в новой реальности, в тот же день, когда был избран новый мэр, а попытка переворота провалилась, спокойно прошел первое чтение.

Тем же курсом

Тяжело ли далось ему решение, подхватить упавшее маардуское знамя? «Нет, морально я был готов к этому, – признается Калд. – Много времени на обдумывание не потребовалось, да его и не было. Конечно, говорили, что я не так много времени проработал в городской управе: вице-мэром я стал в 2013 году, а моя политическая работа в Левой партии Эстонии длится с 2012 года, когда на очередном конгрессе меня выдвинули на пост председателя правления. Однако мою кандидатуру поддержали единогласно. При этом я  понимаю, насколько тяжелую ношу взвалил на себя, учитывая внутреннюю бюрократию и наши политические тонкости».

Положительно, по его словам, к произошедшему отнеслись и у него дома: «Так же, как когда я решил принять предложение стать вице-мэром». Много слов поддержки Калд слышал от своих друзей, знакомых, просто людей на улице, которые говорили: «Давай! Мы в тебя верим».

А как же критики? «А с критикой я до сих пор почему-то сталкиваюсь  только в виде комментариев в Интернете».

И все же нужно учитывать тот факт, что Георгий Быстров был достаточно жестким и авторитарным руководителем. 20 лет власть находилась в руках одного и того же человека, команда собиралась под конкретного руководителя, и она привыкла к определенному стилю управления… А ситуация, когда жесткая власть заканчивается и на место лидера приходит другой человек, зачастую разрешается тем, что  вчерашняя строгость сменяется сегодняшней анархией. Нового руководителя начинают прощупывать, искать у него слабые места. Возникает желание попытаться не выполнить какое-то задание, чтобы определить новые границы дозволенного. Мы поинтересовались, насколько Валев Калд готов к борьбе за собственное место руководителя? Может ли он быть жестким начальником? Способен ли отбиться от атак, которые безусловно против него направлены?

«В те годы, когда я был вице-мэром, меня считали достаточно мягким и гибким человеком. Я спокойно исполнял свои рутинные обязанности, вел переговоры с руководителями подведомственных учреждений, – после недолгой паузы ответил Калд. – Нет, я не жесткий, но достаточно принципиальный человек. У меня есть четкий план действий – это программа Маардуского избирательного союза. Половина из запланированного уже сделана, осталась еще половина, и она в большей степени касается социальной и гуманитарной жизни города. Я полностью разделяю идеи Георгия Быстрова и считаю важным продолжить выполнение намеченных им планов. Сейчас моя первостепенная задача – принятие основного финансового документа города на будущий год. Он включает в себя и ту деятельность, которой мы будем заниматься в ближайшее время. Конечно, некоторые изменения будут внесены, но я надеюсь, что 15 декабря бюджет будет принят».

Итак, в будущем году будут увеличены зарплаты педагогов: сначала школьных специалистов, а после принятия дополнительного бюджета в марте – и учителей дошкольных учреждений. Запланировано начать строительство детского садика в Мууга: «Тут не все зависело от города, поскольку деньги выделяются, в том числе, из европейских фондов, но на сегодня принципиальное и положительное решение о строительстве детского сада уже принято, начало реализации проекта запланировано на 2016-2017 годы».

Калд говорит, что такие проекты крайне важны для привлечения в город жителей. Сегодня самоуправление выглядит очень неплохо, этот факт подтверждает и генеральный план развития Харьюмаа, в соответствии с которым в Маарду запланировано строительство торгового терминала дороги Rail Baltic.

Мэр объяснил, что не нужно забывать об увеличивающей свою активность административной реформе. Участие в таком масштабном международном проекте говорит о том, что самоуправление признано сильным и способным на дальнейшее самостоятельное развитие: «Кроме того, это даст толчок к развитию инфраструктуры города и принесет новые рабочие места для жителей Маарду».

И это крайне важно. Маарду находится в непосредственной близости от Таллинна. Немало маардусцев ездят на работу в столицу. Решение таллиннских властей сделать бесплатным пользование общественным транспортам для официальных своих жителей нанесло серьезный удар по бюджету соседей: продолжая жить в своем городе, маардусцы получили регистрацию в Таллинне. Вышел бартер: новым якобы таллиннцам – бесплатный проезд, а в столичную казну – налоги. При этом родной город, в котором нужно ремонтировать дороги, заботиться об освещении и обо всем том, чем жители пользуются, больше от этих жителей ничего не получает.

«Мы не можем пойти тем же путем: наш транспорт не городской, а междугородный, то есть сделать его бесплатным невозможно. Мы не можем ввести платные парковки. Но людей хочется вернуть обратно, поэтому есть идея вводить ряд льгот для зарегистрированных жителей. Например, место в детском саду прежде других могли бы получать официальные маардусцы, а те, кто у нас просто проживает, попадут в садики во вторую очередь», – поделился идеей градоначальник.

Впрочем, он неоднократно уточняет, что радикальных изменений пока от него ждать не нужно. Никаких существенных кадровых перестановок или резкой смены курса не будет: Валев Калд является единомышленником Быстрова и будет идти той же дорогой. Особенно в плане левых взглядов: когда жители с их потребностями ставятся на первое место, а идеи капитализма подтягиваются по мере необходимости.

Привет Языковой инспекции

А еще мы попросили нового мэра рассказать о себе. Так, выяснилось, что имя – Валев Калд – он получил благодаря эстонским, сааремааским, корням своей мамы. Вторая его ветвь, отцовская, уходит корнями в Краснодарский край. Сейчас мэра больше называют полным именем, а в школьные годы звали и Валей, и даже Валентином: как пошутил градоначальник, «видимо, из уважения».

В Маарду он приехал с семьей совсем маленьким мальчиком и всю жизнь прожил здесь. Потому и может сравнить, каким город был тридцать лет назад и каким он стал теперь. Валев закончил Маардускую гимназию, а потом и сам там работал: «Получается, что я 24 года ходил в одно и то же здание, поэтому наша школа для меня больше, чем учебное заведение».

В той же школе работал и его отец, руководивший вечерним отделением. А мама, которой, к сожалению, уже несколько лет нет в живых, по профессии была портнихой, но последние годы работала секретарем в Маардуской школе искусств. Валев и сам ходил в эту школу и даже всерьез думал стать художником. Но выбрал профессию юриста, а диплом получил в Академии «Норд»: бакалавриат окончил по специальности «административное управление», а магистратуру, в которую поступил после службы в армии, – по специальности «публичное правоведение».

После учебы начал работать в Маардуской гимназии. Сначала секретарем-делопроизводителем. Потом,  в разные годы и на разных потоках, преподавал историю, основы права и основы юриспруденции, учение о человеке, был и классным руководителем. Педагогическую деятельность он прекратил в  2013/14 учебном году, когда стал вице-мэром.

Валев Калд женат, его сыну полтора года.

И самое главное: Языковой инспекции больше нечего делать в городе Маарду! Если в течение многих лет инспекторы вели серьезную охоту на Георгия Быстрова, у которого при отличных данных хозяйственника были неважные отношения с государственным языком, то у нового городского головы с этим проблем нет. И хотя домашним языком для него всегда был русский, Калд получил высшее образование на эстонском языке, служил в армии, вел классы с языковым погружением.

Ну, и контрольный выстрел в голову: сдал экзамен на категорию С1. «Для меня эстонский всегда был языком общения. Я понимал, что он нужен, а потому особых трудностей не возникало. В чем-то помогала мама, в чем-то –  учебные заведения. Я избрал профессию юриста и прекрасно понимал, что без языка нет никакого смысла даже начинать изучать правоведение», – говорит Калд. 

Наверх