Cообщи

Очереди к врачам: бег по замкнутому кругу

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Медики встревожены: Больничная касса сокращает объемы финансирования услуг врачей-специалистов.
Медики встревожены: Больничная касса сокращает объемы финансирования услуг врачей-специалистов. Фото: Маргус Ансу

На фоне активной антиалкогольной кампании в стране проб­лемы очередей к врачам-специалистам опять отошли на второй план. Хотя их вовсе не стало меньше. Союз врачей выступил с резким заявлением о том, что планы государства и Больничной кассы в будущем году увеличат очереди и негативно отразятся на доступности помощи врачей-специалистов.

Медики встревожены тем, что Больничная касса сокращает объемы финансирования амбулаторных приемов врачей-специалистов.

«Хотя министр труда и здравоохранения Евгений Осиновский утверждает, что планируемые изменения незначительны и не приведут к сокращению объема специализированной помощи, заложенной в бюджете Больничной кассы, при втором чтении данного бюджета расходы на помощь врачей-специалистов были урезаны на 7,5 миллиона евро. По сравнению с нынешним годом сокращено число как амбулаторных посещений, так и стацио­нарных приемов», – говорится в заявлении Союза врачей.

Где конец очереди?

Урезание финансирования врачей-специалистов в уездных больницах повлечет за собой новый приток пациентов в крупные больницы Таллинна и Тарту, где сейчас уже и так самые длинные очереди, обеспокоены в Союзе врачей.

Министр труда и здравоохранения Евгений Осиновский подтвердил «Postimees на русском языке», что Больничная касса, действительно, сделала предложение перевести небольшую часть приемов из общих больниц в центральные и региональные больницы, но исключительно с целью «обес­печения максимального качества лечения».

«Переговоры касательно возможных изменений только начались, и я уверен, что нам удастся найти приемлемое для всех решение. Качество и доступность услуг здравоохранения однозначно не пострадает!» – уверяет министр.

Бюджет Больничной кассы на 2016 год пока не утвержден, его ориентировочный объем 1,0042 млрд евро. После рассмотрения документа во втором чтении рост бюджета в сравнении с предыдущим годом составил 5,4%, сообщили из БК. Чиновники признают, что размер больничного кошелька все же пришлось корректировать с учетом прогнозируемого сокращения по­ступлений от соцналога.

«Союз врачей вводит общественность в заблуждение, – считает министр. – Бюджет специализированной врачебной помощи увеличится на 20 миллионов евро. Львиная доля повышения связана с 10-процентным ростом зарплат мед­работников в следующем году. При этом количество приемов в эстонских больницах останется на прежнем уровне, а это значит, что увеличения очередей не будет!»

По данным медиков, очереди к специалистам бывают огромными в зависимости от поликлиники и специалиста: от 2 недель до 4-5 месяцев.

Доктор-политик Виктор Васильев, депутат Рийгикогу от Центристской партии, прокомментировал больную тему лаконично: «Врачебная помощь пока остается доступной только кое-где и кое для кого, то есть находится в плохом доступе. И это знают все, но не все признают. А насчет очередей беспокоиться не стоит, они не удлинятся, а может даже и уменьшатся. Просто Больничная касса может принять волевое решение, например, установить очередь для приема пациентов не в три, а в два месяца. Не попавшие в очередь либо поправятся, либо умрут, оставшись без медицинской помощи».

План министра

Новый министр здравоохранения уверен, что сможет разобраться с очередями к врачам.

«Наша общая проблема в сфере медицины заключается в том, что жители Эстонии не доверяют семейным врачам. С любой проблемой они сразу обращаются в больницу к самым серьезным специалистам, хотя большинство из этих проблем мог бы решить семейный врач. Тем самым пациенты сами перегружают больницы и врачей-специалистов», – убежден Осиновский.

Он считает, что жители Эстонии штурмуют травмопункты тоже именно потому, что не доверяют семейным докторам: «Семейных врачей у нас не считают достаточно хорошими специалистами. Но поскольку к врачу-специалисту в больнице сразу не попасть, то обращаются в травмопункты».

Второй аспект проблемы заключается в ограниченном ресурсе Больничной кассы. «Бюджетные ограничения у нас существуют», – напомнает министр.

По его оценке, в такой ситуа­ции нужно создавать команды семейных врачей и усиливать их: «Основным методом решения этой проблемы является усиление первого уровня здравоохранения». Министр отмечает, что в ближайшие годы планируется инвестировать с помощью Евросоюза более

100 млн евро в расширение команд семейных врачей и в создание Центров здоровья, где будут объединены усилия семейных врачей и других специалистов – физиотерапевтов, акушерок, семейных сестер и административных работников. «Это позволит улучшить положение семейных врачей и решить большинство проблем на первичном уровне, уменьшив число обращений в больницы и сократив очереди», – считает министр.

Глава Минсоца убежден, что на сегодняшний день нет оснований не доверять семейной медицине: «Если мы сумеем повысить мотивацию семейных врачей работать вместе, в единых командах, то и само качество этой услуги повысится». При этом министр утверждает, что больших очередей к семейным врачам сейчас нет, за исключением отдельно взятых докторов в больших городах. В целом же соблюдается общее правило: к семейному врачу пациент должен попасть с несрочной проб­лемой в течение 5 дней и в тот же день – с острой формой заболевания. По данным министра, около 90% пациентов к семейному врачу попадают почти сразу.

Слово доктору

«Пока еще наш медицинский комбинат справляется с нагрузкой. Но это только пока», – говорит доктор Андрей Борисов (на фото) из таллиннского Центра семейных врачей Linna Tervisekeskus, которому два года назад была присвоена высшая категория А (на основании данной категории составляется рейтинг 40 лучших Центров семейной медицины Эстонии – прим. ред.).

Практикующий не только в Эстонии, но и в Финляндии доктор отмечает тревожную тенденцию: «Уже сейчас медицинский персонал семейных центров работает на полную мощность. Повышать нагрузки можно, но всему есть предел. Мне кажется, что мы уже достигли этой предельной точки. Если мы хотим, чтобы повышение нагрузки не несло за собой ухудшение качества медицинской помощи, то повышать нагрузку просто некуда. На нас ведь и так уже лежит вся школьная медицина. Раньше были отдельные школьные врачи, теперь все эти дети идут к нам на осмотры и проверки, это забирает время и увеличивает очереди», – утверждает врач, в списке которого, как и у многих столичных семейных докторов, больше двух тысяч пациентов.

Реализация плана минис­тра, по оценке Борисова, потребует изменений в работе семейных врачей: «Возможно, надо менять нормативы, которые предусматривают, что неострые случаи мы обязаны обслужить в течение пяти рабочих дней, а острые – в день обращения. Сейчас начнется сезон гриппа, и если высокую температуру рассматривать как острый случай, то на две с лишним тысячи пациентов придется несколько десятков таких визитов в день, не считая плановых. Как физически можно такое количество пациентов обслужить за день, если законом установлен прием в 4 часа? Элементарная арифметика подсказывает, что это невозможно».

Министр возражает врачу: «4 часа в день – это минимум! Вернее, минимум 20 часов в неделю. Больничная касса оплачивает доктору 7 часов работы в день». Со своей стороны, врач разъясняет: «7 часов – это рабочий день доктора, что не означает, что мы должны 7 часов подряд принимать пациентов. Даже в Финляндии нет 7-часового приема. Мы и так в сезон инфекций работаем с пациентами по 5-6 часов в день. Но когда-то доктору нужно выполнять и другие обязанности: вести хозяйственную деятельность, смотреть, как работает центр и персонал, оформлять пациентам инвалидность, готовить документы для Больничной кассы и выдавать различные справки, а также иногда наносить домашние визиты к пациентам».

По мнению доктора Борисова, списки пациентов могли бы быть не по две с половиной, а по полторы тысячи человек: «Это позволит уменьшить очереди и больше времени уделить конкретному пациенту. Ведь порой мы даже не успеваем поговорить с пациентом, тщательно осмотреть его и нормально документировать историю болезни».

Министр утверждает, что у многих семейных врачей Эстонии в списках даже менее 1500 пациентов, в среднем по стране на каждого семейного врача приходится 1700 пациентов. Доктор Борисов отвечает министру: «У кого-то в списке, может быть, и менее 1500 человек, но есть доктора, у которых 2000 и 2200 пациентов. Тогда надо уменьшить максимальный предел списка: с 2000 до 1700, например».

Создание крупных цент­ров доктор Борисов считает хорошей идеей: «Если в таких центрах семейные врачи смогут арендовать помещения со всеми необходимыми условиями, то это сэкономит силы и время семейных врачей, которое сейчас тратится на споры с нерадивыми арендодателями, на уход за помещениями, их ремонт и т.д. Это будет удобно и для пациентов, если, конечно, центры будут расположены в доступных местах».

Андрей Борисов поддерживает идею министра о необходимости повышать статус семейного врача: «В Финляндии и на Западе в целом общий врач – одна из главных медицинских фигур. Там у доктора не ограничены возможности направлять пациентов на обследования, и он делает то, что считает нужным в каждом конкретном случае, пользуется уважением со стороны пациентов и государства и получает порой больше, чем врач-специалист в больнице».

В Эстонии зарплаты семейных врачей по разным источникам сильно разнятся. В среднем, семейный доктор получает от 1000 до 2000 евро в месяц.

Наверх