Власть № 4. В мире эстонских животных: хозяева как паразиты

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
«Я вас прошу, нет, я вас просто умоляю сплясать со мной салонное танго!»
«Я вас прошу, нет, я вас просто умоляю сплясать со мной салонное танго!» Фото: Сандер Ильвест

На этой неделе эстонские СМИ ругали Сависаара и поддерживали Ильвеса, но и о русских не забывали.

Правда, все больше о россиянах, чем о русских Эстонии. Так, в Eesti Päevaleht журналист Март Нийнесте рекомендует туристам из РФ говорить в Эстонии по-русски, «если они не хотят, чтобы с ними обошлись как с туристами в плохом смысле слова». Непонятно, как до россиян этот эстоноязычный совет дойдет, но что уж тут.

Их пабы и наши «пубид»

Нийнесте вспоминает, как в Старом городе с ним заговорила по-английски пара из Питера, а он ответил по-русски и предостерег против общения на английском с таксистами, «особенно если у них русские имена». В общем, русские, если не хотите, чтобы вас обманули русские, говорите по-русски. Эстонская газета рекомендует!

Журналист Eesti Päevaleht LP Кристер Парис поражается обилию англицизмов в московской речи. Патриотизм патриотизмом, а Москва тонет в «уикэндах», «пабах», «коттеджах», «таунхаусах», «гест буках», «рили тру», «фейспалмах», «коворкингах» и прочих «мисандэстендингах». Ей-богу, не стоит рассуждать об англицизмах в русском, если ты не понимаешь, что слово «коттедж» вошло в язык уже к середине XIX века и ощущается русскими столь же родным, как «пийскоп» и «копсик» («епископ» и «ковшик») эстонцами.

Тем более не надо рассуждать о русском языке человеку, который свято уверен в том, что «овчина» и «мутон» – аналоги «ламбалиха», то есть «баранины», и пишет на эстонский манер «Эрмитааж». Сядешь ведь в лужу, несмотря на благонамеренную подоплеку. «И вообще американцам и западному миру скоро будет заимствованный из киргизского кирдык» – это якобы так считает русский народ (который до открытия Париса традиционно заимствовал тюркизмы из татарского). Любопытно, как Кристер Парис общался с целым народом – лично или там по мэйлу?..

Что до местных русских, они упоминались в центристском контексте и пренебрежительно, как в мнении телеведущего Алари Кивисаара и бизнесмена Ханса Х. Луйка «И еще одно, Эдгар!» в Eesti Ekspress: «Нам нечего сказать о том, как вы (Сависаар – Н.К.) объединяете или разъединяете наших русских – вперед и с песней! Одобрение путинских войн – лишь поза, чтобы понравиться Ласнамяэ. То есть ерунда». То ли дело коррупция, о которой авторы пишут подробно. Но заметьте: наших русских! Как там у Стругацких: «Я не твой еврей, – возразил Изя. – Я тебе сто раз уже говорил, что я – свой собственный еврей».

Деревянная нога – аргумент!

По центристскому конгрессу не мог не пройтись и писатель Андрус Кивиряхк (Eesti Päevaleht LP). Он весь день следил за ходом мероприятия, не понимая, зачем, и потом нашел две причины: спортивное любопытство – и любопытство порочное. «И за гонками “Формулы-1” часто следят с тайной надеждой увидеть машины, разлетающиеся на кусочки... Конгресс не обманул ожиданий. Мерзостей было немало, как и смеха... Основной цирк начался бы после поражения Сависаара. Образно говоря, кирпич подержали над кадкой с застоявшейся водой – и оттуда донеслись испуганные шорох и шипение. Если бы кирпич в кадку бросили, оттуда вылезли бы странные формы жизни и чудные моллюски... Большого зверя лишь напугали копьем, а вот если бы его на деле ранили, мы бы восхитились всамделишной звериной яростью».

Но кровь не пролилась, и это хорошо, ведь отношения между центристами напоминают «отношения между организмом-хозяином и покрывшими-наполнившими его паразитами, причем, как и в природе, некоторые из них (блохи, вши) могут перемещаться с одного животного на другое, а большинство неизбежно гибнет вместе с хозяином». Неясно одно: какое место в мире эстонских животных Кивиряхк отводит себе. Нет, прошу, ни слова про «Какашку и весну»...

Поэт (:) кивисильдник выдал в Õhtuleht мнение «Сависаар или анальные интеллектуалы?». Изложение ведется в обычной провокационной манере: «Кто в здравом уме мог надеяться на то, что из Центристской партии, избиратели которой – путиноиды и оголодавший пролетариат, каким-то чудом возникнет нерушимый союз гомосексуалистов-интеллектуалов под руководством благоволящей к совместному проживанию Кадри Муст (девичья фамилия Кадри Симсон – Н.К.)? Глупости. Путиноиды и пролетарии отправили бы эту вашу Муст за решетку, если бы могли. Впрочем, Март Лаар тоже интеллектуал – вам этого мало? Опять захотелось картофельных очисток? Дети Страны Миллиона Бедняков еще не приватизированы, не забывайте... Март Лаар читал книжку Милтона Фридмана, исламские террористы читают Коран, интеллектуальная практика у них у всех жесткая».

И далее: «Сависаар, ясно, не ангел. Скорее он напоминает дедушку Пеппи Длинныйчулок – свирепого старикана, который никогда не сдерживался, если надо было настучать врагам деревянной ногой по башке. А на кого Стране Миллиона Бедняков еще надеяться? Между дедушкой и беззубыми интеллектуалами есть разница: мычание – не аргумент, а деревянная нога – аргумент. Из двух зол простой избиратель центристов выбирает лучшее, значит, надежда еще есть».

Женщина из НАТО

Само собой, не прошли СМИ и мимо новой пассии президента Ильвеса. В Postimees пиарщица Илона Лейб считает, что интерес к частной жизни президента оправдан: это не пошлое любопытство, а необходимость общественного контроля над тем, кто именно влияет на главу государства. И ведь хорошо, что «теперь мы вместо неуступчивого, замкнутого и равнодушного мужчины видим мужчину свободного, счастливого и зажигающего – с новой и несколько экзотической спутницей». (Вспоминается советская киноклассика: «Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину – брошенной!»)

Без политики не обошлось: «Появление новой спутницы не уменьшило доверие к президенту, потому что бэкграунд выбранной спутницы для нас приемлем – она руководит кибербезопасностью члена НАТО». Не россиянка какая-нибудь. Ах, что было бы, если бы Ильвес влюбился в кого-нибудь из партии «Единая Россия»! А ведь любовь зла...

Смотрит на пригожесть Иевы Купце и репортер Õhtuleht Мерили Луук: «Пусть остряки иронизируют, мол, потому и ушло в отставку латвийское правительство, что глава секции координации политики в сфере кибербезопасности минобороны может знать что-то важное и передать информацию Эстонии. На деле Купце – ровно та женщина, которая на приеме произведет впечатление на глав других государств и не будет стоять в углу, а включится в беседу». Ах, Ильвес! Забыл посоветоваться с прессой в таком вопросе! Но ничего, пресса не забыла.

Корректнее всех критикует президента писатель Андрей Хвостов в Eesti Päevaleht. Он еще помнит, как в 2006 году, когда эстонцам было стыдно за Арнольда Рюйтеля, олицетворявшего советское прошлое, и всем хотелось совсем иного, годного к выступлениям на Западе президента, Ильвес как-то поведал Хвостову, что «друзья оказывают на него давление», мол, давай в президенты! «Он не сказал, кто эти друзья. А я не спросил... Подозреваю, что все они растворились в пустоте вскоре после того, как Ильвес избрался. Человека впихнули в Кадриоргский дворец и оставили там одного. Один на один с постом, к которому он не был готов».

А готов Ильвес не был, по Хвостову, потому что президентово детство отличается от детства почти всех жителей Эстонии. Дело даже не в том, что Ильвес не был пионером и комсомольцем, а в том, что он не влюблялся в детстве в Агнес из «Последней реликвии» – как в символ свободы. Его и выбрали за полное неприятие советского прошлого. «Эксперимент провалился, – пишет Хвостов. – Должен был провалиться... Все прочие беды и невзгоды – отдельная история. Которую у меня нет ни малейшего желания комментировать».

Наверх