Эпизод VII «Пробуждение Силы» бьет рекорды проката, огорчает хардкорных фэнов и радует продолжением традиций.
«Звездные войны»: по третьему разу в далекой галактике
В начале был Лукас, и Лукас снял «Звездные войны», и Лукас был Бог. По крайней мере, «давным-давно в далекой галактике». На правах Бога Лукас делал начало не с начала, а с середины: первый фильм назывался «Эпизод IV. Новая надежда». Бросив зрителя головой в каньон, Лукас снял «Эпизод V. Империя наносит ответный удар» и «Эпизод VI. Возвращения джедая». Эта святая троица фильмов стала и остается классической.
Фильм. Часть седьмая...
Потом Лукас не раз говорил о том, что хотел бы снять кино о том, что было после, но в итоге снял кино о том, что было до. Эпизоды I–III вышли в 1999–2003 годах и были приняты холодно. Отчасти потому, что с первого кадра эпизода I все понимали, что милый мальчик Анакин неизбежно станет черным Дартом Вейдером, будет охотиться на своих детей и вообще превратится в грознодышащее чудовище. Никакие новшества (армия клонов, подробности джедайской биологии, галактический парламент...) не помогли. Первый фильм был провальным, второй – так себе, третий выдался самым мощным – и неудивительно, в нем Анакин преображался в Дарта Вейдера, – но ныне мало кто может вспомнить, что именно в этой второй-первой трилогии происходило.
Впрочем, кое-что поняли все. Эпизоды IV–VI были историей Люка Скайуокера, который из «новой надежды» вырастал в спасителя галактики. С добавлением эпизодов I–III точка сборки сместилась: сага повествовала уже не о Люке, сестре его Лейе и их товарищах, а об Анакине Скайуокере, он же Дарт Вейдер: его возвышении, гордыне, переходе на Темную Сторону Силы, падении и финальном раскаянии. Так «Звездные войны» обрели моральное измерение.
Сказанное не значит, что ничего не происходило все это время с сиквелами. Происходило, только не в кино, а в литературе: многочисленные продолжения, благословленные Лукасом и Ко, образовали «расширенную вселенную» «Звездных войн». В ней много чему нашлось место: героям, их потомкам, нашествиям всякой жути вроде инопланетян под названием «юужань-вонги»...
Со временем стало ясно, что Лукас сиквелами заниматься не собирается. Золотая жила простаивала, фанаты приуныли, в общем, нужно было что-то делать. В итоге студия Disney приобрела компанию Lucasfilm и моментально запустила в производство эпизод VII. Режиссером стал Дж.Дж.Абрамс, успешно окормляющий две другие фанатские группы: он продюсирует сиквелы киносериала «Миссия невыполнима» и снимает приквелы к суперпопулярному «Звездному пути», он же «Стартрек».
Перед Абрамсом и другими причастными стояли непростые задачи. Эпизод VII не должен отвадить фанатов, но и ситуация «Фильм. Часть седьмая. Здесь можно поесть, потому как я не видал предыдущие шесть» (как пел Высоцкий по другому поводу) недопустима. Герои должны быть новыми и молодыми, но и старых надо как-то уважить. То же со стилистикой, с музыкой, с сюжетными ходами. Отдельный вопрос – что делать с «расширенной вселенной», которая прочно засела в фанатских головах.
Старый Хан лучше новых двух
Выход был найден простой, но эффективный. «Расширенная вселенная» пошла на слом, хотя местами ее герои похожи на героев «Пробуждения Силы» как две капли воды. Главное же, нас сразу бросают в ужасный новый мир, в котором случилось непоправимое: да, Республика разгромила Империю, но прошло несколько десятков лет – и нате вам: республиканцы приперты к стенке новой диктатурой, назвавшейся Первым Орденом, и заправляют им владеющие Силой недобитки Темной Стороны: похожий на императора Палпатина Сноук (Энди Серкис), похожий на Дарта Вейдера Кайло Рен (Адам Драйвер), похожий на имперских генералов генерал Хакс (Донал Глисон) и так далее.
Беда в том, что старые герои все разбежались. Сюжет «Пробуждения Силы» вертится вокруг куска космической карты, которую обе стороны Силы пытаются заполучить, чтобы найти ушедшего в скит Люка Скайуокера (Марк Хэмилл). Карта спрятана в дроиде BB8, похожем на дроида R2D2. За ним охотится лучший пилот повстанцев (видите, они уже опять повстанцы, а не победители!) По Дамерон (Оскар Айзек). К нему присоединяются раскаявшийся штурмовик Финн (Джон Бойега) и девушка Рэй (Дэйзи Ридли). Финн и Рэй угоняют с планеты Джакку корабль, который оказывается «Тысячелетним Соколом», и вскоре их ловят контрабандисты – наши старые знакомые Хан Соло (Харрисон Форд) и Чубакка (Питер Мэйхью). Рэй обнаруживает, что чувствует Силу...
Ситуации повторяются один в один, только на новом, уже третьем витке: вместо песчаного Татуина – песчаный Джакку, вместо новой надежды Люка – новая надежда Рэй, вместо дроида R2D2 – дроид BB8, вместо Звезды Смерти – планета Старкиллер, та же Звезда Смерти, только в пять раз больше. Всплывают родственные связи: Кайло Рен оказывается сыном Хана Соло и бывшей принцессы, а ныне генерала Лейи Органы. Кульминация «Пробуждения Силы» повторяет кульминацию первой трилогии: столкновение отца и сына над бездной. Финал копирует заключительные сцены «Новой надежды». Да и могло ли быть иначе?..
«Пробуждение Силы» можно обвинить в упрощении, архаичности, слепом тиражировании сюжетных ходов и персонажей, – но только это бессмысленно. «Звездные войны» – сами себе закон: как говорил в свое время Лукас, «мы знаем, что взрывы в космосе беззвучны» (в фильмах все гремит, само собой). «Звездные войны» – сказка, а она должна быть архаичной, формульной, циклической, повторяющейся, архетипической с головы до ног. Ну да, опять двадцать пять, Рэй вместо Люка, Люк вместо Йоды – но примерно так ведь мир и вертится. Отличия появятся, может быть, в следующих эпизодах, и вот тогда-то потаенный смысл всплывет. Или не всплывет. Какая разница? Все равно главный герой «Звездных войн» – не Люк, не его отец и не его племянник Кайло. И не Рэй, и не Хан Соло. Главный герой тут – та самая Сила.
Ведь как без Силы создать из дешевой фантастики, дешевого нью-эйджа и дешевой же сказочности самое популярное кино всех времен и народов? Как без Силы снять «Эпизод VII», в котором ни тебе новой мысли, ни нового сюжетного хода – но как смотрится-то, а? Тут и зарыта галактическая собака: Сила была, есть и пребудет с нами, а «Звездные войны» – пророк ее.