Культура. Татьяна Васильева: играть легко, потому что всё про нас

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Татьяна Васильева (Аркадина) и Лев Дуров (Сорин) в пьесе «Чайка» Бориса Акунина.
Татьяна Васильева (Аркадина) и Лев Дуров (Сорин) в пьесе «Чайка» Бориса Акунина. Фото: Scanpix / Itar-TASS

8 декабря на сцене Центра русской культуры известные российские артисты Татьяна Васильева, Анатолий Васильев, их сын Филипп Васильев и другие актеры сыграют лирическую комедию «Розыгрыш», смешной и трогательный спектакль.

Его главной фишкой, безусловно, стал дуэт бывших супругов. Они развелись, когда Филипп был совсем маленьким, и впервые встретились после многолетнего конфликта на сцене, согласившись сыграть историю, до известной степени повторяющую сюжет их личных взаимоотношений. Народная артистка России Татьяна Васильева рассказала «ДД» о неожиданных поворотах судьбы и прочих жизненных перипетиях.

«Встречу после разлуки пережили мужественно»

– Наша публика привыкла видеть вас в дуэте с Валерием Гаркалиным.

– Мы с ним много вместе играли и играем, очень друг друга любим и ценим. Но нашим дуэтом не ограничиваемся. И у Валеры есть новые спектакли, в которых он играет без меня. И у меня они тоже есть. В спектакле «Розыгрыш» я играю с Толей Васильевым. Это история, довольно распространенная в нашей стране: герои расстались, не виделись большую часть жизни и встретились через 20 лет. И оказывается, что все эти годы мы думали только друг о друге, поэтому разлука была совершенно неоправданная.

– Это правда, что в жизни вы не виделись с партнером по спектаклю столько же времени и даже больше?

– Правда. И первый раз встретились в работе год назад, и сделали этот спектакль. Очень многое в нем автобиографическое, конечно.

– А как родилась идея, кто нашел пьесу? Вы или продюсер?

– Всё как-то совпало. Пришла к нам такая пьеса, и продюсер мне ее предложил. Я сказала: конечно, да. И Толя тоже. Всё очень просто. Главное – первая встреча, ее нужно было пережить. Мы ее пережили мужественно. А потом всё внутри сработало – и играть уже легко, потому что всё про нас. Понимаешь, чтó ты играешь, где тебе больно, где смешно, где ты требуешь справедливости в отношениях. Очень вовремя появилась эта пьеса, и вовремя мы сошлись.

– Честно говоря, я уже перестаю понимать, что в нашем разговоре про спектакль, а что – про жизнь. Вы общаетесь сейчас?

– Мы стали общаться с Анатолием намного чаще, созваниваемся, он даже бывает в гостях у Филиппа. В общем, есть серьезные шаги с его стороны, на которые он уже особенно и не рассчитывал, и не собирался их делать. Но работа нас соединила. И я очень рада, что у детей Филиппа все-таки есть дедушка.

– А вы хорошая свекровь?

– Гениальная.

– Вам нравится невестка?

– Мне нравятся все, кого любят мои дети.

Он был юрист, теперь – артист

– Филипп ведь юрист по образованию, или я что-то путаю?

– Он был юрист, теперь он артист. Сейчас оканчивает актерский факультет ГИТИСа. Филипп всегда хотел этим заниматься, пробовал, учился год во МХАТе, потом год во ВГИКе. Везде ему что-то не нравилось, что-то было не так, переходил с места на место. А потом я поставила ему условие: ты должен окончить университет, а там делай что хочешь. Так он и поступил: получил по моему настоянию диплом, причем очень серьезный – земельное право, один день проработал в юридической конторе и сбежал оттуда. Стал потихонечку работать, сначала в театре, потом ко мне прибился. Начал с маленьких ролей, потом поступил в ГИТИС и сейчас уже играет большие роли. У каждого свой путь. Думаю, он сделал правильный выбор, актер из него может получиться очень даже приличный.

– Вы главная в этом трио?

– Не знаю, кто главный. Толя тоже свои позиции не сдает, просто у нас разные подходы. Мне нужна легкость – кураж и хорошее настроение. А ему нужна серьезная подготовка в кабинете, при свечах, наверное. У каждого своя «кухня».

– Сколько лет прошло с тех пор, как вы расстались с репертуарным театром?

– Ох! Думаю, лет пятнадцать.

– Пожалели когда-нибудь?

– Ни одной секунды. До сих пор каждый день благодарю Бога.

– Но ведь хороший был опыт, и жизненный, и творческий, всякий.

– Конечно. Всё, что было можно, я получила и взяла оттуда. Больше мне там брать было нечего, абсолютно. Это было уже зря потраченное время. Надо было это сделать на десять лет раньше.

– Кажется, антрепризы с вашим участием были одними из первых в России?

– Да, «Вишневый сад» был первый. Это был очень хороший спектакль. И очень красивый. В Италии были заказаны вишневые цветы, и декорации были просто умопомрачительные, и костюмы. Тогда у продюсеров еще были возможности вкладывать в антрепризу нормальные деньги. Сейчас я очень рада тому, что у меня есть возможность быть на сцене каждый день, каждый вечер. Другой жизни не представляю. Играю то, что хочу играть. Работаю с режиссерами, с которыми мне интересно работать, и с актерами, с продюсерами. В театре это нереально, там бесконечная битва, бесконечные детские игры: поздоровался с тобой режиссер, не поздоровался. И потом ночами не спать: что он задумал, кто ему что сказал? Мне просто очень жаль своих подруг, которые работают в театре и вынуждены что-то выклянчивать у самодуров.

 «В кино сейчас не мое время»

– А почему они оттуда не уходят, что их там держит?

– Неуверенность, страх. Уйти в никуда – конечно, это людей пугает. Мне-то было проще, потому что меня просто выгнали.

– Но ведь тоже было страшно и трудно?

– Какое-то время очень мучилась: не было работы, приходилось сдавать квартиру. Несколько лет было тяжело. Потом, наконец, появился этот спектакль, «Вишневый сад». И всё потихонечку стало налаживаться.

– Вы сыграли много ролей в кино. Что сейчас?

– Раньше не было такого безумия, когда нужно по двадцать часов стоять в кадре, жить в вагончике, без туалета, без гримерки. Сейчас именно такие условия. Раньше рабочий день был восемь часов, потом ты едешь, играешь спектакль, у тебя есть на это силы. Сейчас сил вообще нет. Не знаю, каким здоровьем нужно обладать, чтобы не заболеть и не сойти с ума. Поэтому бегаю от этих сериалов, как от огня.

– Обидно.

– Обидно, потому что хотелось бы еще что-то в кино сыграть. Но от того, что мне предлагают, отказываюсь. Играть мать наркомана, который всё время на героине, колется и потом бьет мать в лицо, а она вешается и висит с высунутым языком? Такое мне предлагают сыграть на полном серьезе. И они никак не могли понять, почему я отказалась от такой шикарной роли. Я даже не читаю сценарии, которые мне привозят. Огромные бездарные тома – всё сразу идет в мусоропровод. Ну, не мое время сейчас. Было – мое. Я же снималась, мне жаловаться не на что. Конечно, есть хорошие режиссеры, но я не их артистка.

– Почему?

– Неизвестно. У меня такое ощущение, что, во-первых, они меня боятся: идет слух, что я страшный человек, что у меня дурной характер, что всех режиссеров бью ногами. Так получилось. А во-вторых, кого мне давать играть? Следователя? Или бомжиху? Согласитесь, играть нечего и некого. Я телевизор вообще не включаю, смотрю только новости. Слушаю радио, классическую музыку. Иногда позволяю себе слушать «Белого орла».

– «Потому что нельзя быть красивой такой»?

– Да. Меня это очень возбуждает по утрам.

***

«Очень рекомендую женщинам боксинг»

Каждое утро Татьяна Васильева встает рано, обзванивает детей и собирается в спортивный клуб: «Провожу там часа полтора-два. Там такие тренировки, что за час можно сдохнуть. Не знаю, как некоторые женщины выдерживают три занятия подряд, это для меня загадка. Я после первого еле выползаю. Правда, нагружаю себя сильнее, чем они. Бывает, приеду в Москву с гастролей и прямо с самолета – в клуб. Там забываешь обо всем, особенно на боксе. Бокс – самое лучшее изобретение в мире. Ты бьешь руками и ногами – просто замечательно! Особенно, если представишь себе того, с кем бы хотел это проделать. Очень советую, особенно женщинам. Кстати, туда одни женщины ходят. И я их понимаю».

***

Справка «ДД»:

Татьяна Григорьевна Васильева родилась в 1947 году в Ленинграде. В 1969 году окончила Школу-студию МХАТ (руководитель курса – Василий Петрович Марков).

В 1969-1983 годах - актриса Московского театра Сатиры (дебют – роль клоуна Бука в спектакле «Пеппи Длинныйчулок» по сказке Астрид Линдгрен). В 1983-1992 годах – актриса Московского академического театра им. Вл. Маяковского, в 1996-1999 годах – актриса Театра «Школа современной пьесы»

Сыграла более чем в 60 фильмах, включая «Здравствуйте, я ваша тетя» (1975), «Дуэнья» (1978), «Переступить черту» (1985), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Увидеть Париж и умереть» (1992, премия «Ника»), «Попса» (2005). Народная артистка России (1992).

Ключевые слова

Наверх