Рождество Христово – торжество чуда

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Протоиерей Игорь Прекуп.
Протоиерей Игорь Прекуп. Фото: Станислав Мошков

Душевное и духовное – слова созвучные, и часто мы не замечаем разницы между ними. Но она есть, и время перед церковными праздниками – это время духовного, когда от душевного нужно отвлечься.

Остался позади светский праздник Новый год. Подходит к концу и Рождественский пост, кульминацией которого станет Сочельник, а затем – Рождество Христово. Давайте остановимся, отвлечемся от суеты и подумаем о вечном. А поможет нам в этом заштатный клирик Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Игорь Прекуп.

Праздник для немощных

-– Объясните, пожалуйста, все-таки почему для православных Воскресение Христово, Пасха, имеет большее значение и считается более значительным праздником, чем Рождество?

– Я вспоминаю своего знакомого по художественному институту. Он был лютеранином, но в нем чувствовалась достаточная тяга к православию. Как-то он задал мне аналогичный вопрос: «Почему, у вас, православных, самый главный праздник Пасха, а у нас, католиков и протестантов, большее внимание уделяется Рождеству?»

И сам же на этот вопрос ответил: «Потому, что мы – более земные. Для нас важно, что Он родился и пришел в наш мир, чтобы изменить его, изменить нас, помочь людям стать лучше. А вы больше сконцентрированы на небесном. То есть, конечно, и для нас имеет значение то, что будет после, как и для вас имеет значение эта жизнь, но все же вы считаете более важным то, что начинается после нее. Главное для вас – то, что Он воскрес, чтобы и мы все тоже воскресли».

С этим можно согласиться. Пасха не просто «более значительный» из православных праздников, но это – Праздников праздник, он стоит особняком, сам по себе, как некий смысловой центр богослужебной жизни. Но у меня есть и другое, более земное объяснение. Дело в том, что Рождество в древней церкви (первые несколько веков новозаветного времени) как отдельный праздник не отмечалось. Изначально был единый праздник Богоявления, под которым понималось не только явление Св. Троицы при Иордане во время Крещения Господня, когда Отец свидетельствовал о себе голосом, указывавшим на Сына, а в виде голубя являл свое присутствие Дух Святой.

Богоявление – это еще и рождение в наш мир Сына, воплощение, вочеловечение Бога. В христианском богословии эта идея наиболее ясно формулируется, начиная со слов св. Иринея Лионского: «…Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Одним словом, оба этих события – и Рождество Христово, и Его Крещение – изначально праздновались как Богоявление.

Ситуация изменилась в IV в., когда христианство было объявлено дозволенной религией, а потому перестало быть гонимым. Христиан, естественно, стало больше, и возникли определенные проблемы из-за обилия людей, которые новую религию приняли, но сохраняли прежний образ мыслей и жизни, прежние вкусы и привязанности. Их родственники и друзья-язычники отмечали 25 декабря День солнцеворота. И не просто как астрономическое явление, а как праздник Митры, бога Солнца. И получалось, что у них праздник, а у христиан что?

И вот старые знакомые, родственники зовут в гости и отказать им неудобно – обидятся. А зачем человека обижать? Но если не откажешься и пойдешь, там тебя накормят идоложертвенным, и получится, что ты, христианин, участвуешь в языческом культе…

Церковь оказалась перед выбором. Конечно, можно было сказать: «Братья, вы знали, куда шли, и если вы такие немощные, никто вас насильно не держит. Еще недавно, становясь христианами, мы готовились к мучительной смерти, а тут родственнику сложно отказать и не пойти на бесовское празднество?» Другим вариантом ответа был тот, который Церковь и дала: чтобы облегчить немощным дилемму, в тот же день, когда язычники отмечали праздник бога Митры, христианам предлагается альтернатива: праздник Солнца правды – Христа рождающегося.

Такой праздник мог появиться только на Западе. Что и произошло, поскольку инициатором выступила Римская Церковь. На Востоке день рождения особым праздником не являлся. Рождение куда? В юдоль плача? А вот на Западе дни рождения праздновались широко.

– По большому счету, день рождения в нашей церкви и сейчас остается чем-то второстепенным, поскольку и для человека рождение – это полдела, крещение намного важнее, ведь только тогда человек открывается для Бога.

– Это верно. Традиционно больше принято праздновать День Ангела, хотя день рождения у нас тоже празднуется, и это нормально. Но вернемся к Рождеству. Рождество праздновалось, но, как мы уже говорили, в едином празднике Богоявления. И тогда выделили Рождество из общего праздника и учредили его отдельно, в тот самый день – 25 декабря. Теперь немощным уже было куда идти и что праздновать, но по истине, а не метаться в заблуждениях.

Можно спорить, насколько этот шаг был оправдан. Потому что, создавая условия для немощных, естественно, создаешь условия и всем привносимым ими проблемам. Но, если исходить из того, что этот шаг продиктован любовью, милосердием, а не погоней за количеством, то, скорее всего, и спорить не о чем. Потому что о любви не спорят. При этом нравы тогда были строгими: за то, что сейчас у нас в миру в порядке вещей, раньше от Церкви отлучали, причем надолго. Но в самой основе строгости всегда была любовь и укрепляющая забота о человеке.

Вот, таким образом, путем выделения и как бы растягивания во времени (отсюда период Святок между Рождеством и Крещением, когда отменяется пост в среду и пятницу) появился отдельный праздник. Поэтому службы Рождества Христова и Крещения Господня (за которым сохранилось название Богоявления) схематично очень похожи. Кстати, такой же сочельник со строгим постом накануне.

Пост – это, по сути, не отказ от еды

– Вот давайте немножко остановимся на посте, поскольку он еще не завершен.

– Пост изначально связан с благотворительностью. Кроме того, что в древности пост выражался во временном, но полном воздержании от пищи, человек постился еще тем, что отказывался от более изысканной пищи, а на сэкономленные деньги кормил голодных. Ходил по всяким казенным местам вроде тюрем и больниц и сам Император: одевался попроще и посещал больных, убогих, заключенных, раздавал им подарки.

Подготовка к празднованию дня рождения Христа, это ведь приготовление подарков Ему. Это же логично: собираясь на день рождения, мы думаем, что подарить новорожденному, чтобы его порадовать. А что мы можем подарить Христу? Что Ему будет приятно? Наверное, то, что будет на пользу нашей душе. И поэтому благотворительности во время Рождественского поста уделяется большое значение. Особенно это важно в Сочельник.

– Рождественский пост длится сорок дней. Допустим, 39 дней ты живешь, как хочешь, а в сороковой день, в Сочельник, делаешь только хорошее. Мы же помним: и пришедший последним, последним не останется. Так можно?

– (Смеется.) Ну, мы же не будем торговаться с Ним...

– А если не умышленно? Допустим человек, не по физическим причинам, когда допускается послабление поста, не отказывается от скоромной пищи. Но при этом в течение всего поста ограничивает себя в каких-то радостях и делает добрые дела. Это считается?

– Так это уже пост. Телесный пост болящим разрешается ослаблять по согласованию с врачом и священником. Но сам-то пост не отменяется (только в особенные праздники, которые перекрывают его). Воздержание и самоограничение никуда не деваются. Пусть человек по состоянию здоровья не может соблюдать пост в пище, но он может ограничить свои потребности, стать внимательнее к мыслям и языку, усердней следить за своим настроением, состоянием.

Понятно, что и в другое время нужно стараться не грешить, хранить свое сердце чистым, но пост – это время более сосредоточенного отношения к себе, большего контроля, фильтрования всего нечистого. Мы не можем все время выдерживать такую сосредоточенность, но иногда мы что-то просто отслеживаем, а иногда отслеживаем более внимательно. Это и есть пост. Телесный пост – опора посту духовному. Нужная, важная, но все же не необходимая, когда здоровье или обстоятельства не позволяют.

– Что делать человеку, который только нашел путь к церкви, и вдруг на этом пути его ждет самый сильный соблазн Рождественского поста – празднование Нового года? Вот держал он пост – и вдруг срывается. Просыпается утром 1 января и понимает, что он наделал: уныние, презрение к себе самому и полный букет грехов.

– Это достаточно распространенная проблема. Новый год – главный светский праздник, который празднуется многими поколениями. В начале 90-х, когда началось возрождение православия, было очень много голосов, что Новый год грешно отмечать, потому что это советский праздник, который придумали большевики. Однако это не совсем так. Он праздновался и в Российской Империи. Новые хозяева жизни (кстати, тоже не сразу сообразили), отменив церковные праздники, просто перенесли на Новый год всю торжественную и эмоциональную нагрузку Рождества. Однако из этого вовсе не следует, что его надо отвергнуть как богоборческую мерзость (иронично улыбается).

– Так что же делать сорвавшемуся?

– Человек, даже без семьи, чаще всего сам собой не располагает: есть родители, сослуживцы, которым неудобно отказать. Но отмечать можно по-разному. Во-первых, выбирать среду общения. А во-вторых, если люди собрались отметить, отпраздновать можно с радостью, но и без лишнего разгула. 1 января, когда все уже более-менее выспались, в некоторых храмах у нас служат новогодний молебен, а в России местами – даже ночную службу.

Пост предполагает уклонение от развлечений и сосредоточение на духовных ценностях. Надлежит убрать или хотя бы ограничить в своей жизни то, что мешает нашему сосредоточению на главном. Однако и тут должна учитываться ситуация и конкретный человек. Для кого-то концерт классической музыки – это очень даже постное дело. А кому-то это не полезно, поскольку отвлечет и будет мешать.

Мы должны помнить и о том, что неподготовленный человек при чрезмерно строгих ограничениях рискует ощутить невыносимую внутреннюю пустоту, что приведет к тоске, отчаянию и все может закончиться плачевно. Важно отказаться, в первую очередь, от пустого времяпрепровождения, затем от всего, что услаждает, доставляет покой душевный – не духовный! Душевный покой и насыщение положительными эмоциями – это все нам нужно, однако пост – время, когда человек от этого отказывается ради труда и насыщения духовного. Я не помню, чье это изречение, что «пост есть удаление от себя всякого утешения».

Как встретить Рождество и Богоявление

– Новый год мы встретили, до Рождества остались считанные дни. Как его нужно встретить?

– Во-первых, конечно, попоститься хоть последние предпраздничные дни. Не нужно перегибать палку, пища должна быть попроще. Я очень не люблю, когда впадают в крайности, начиная изощряться, кто в чем: одни – в компенсации воздержания утонченностью блюд, а другие – закапываясь в премудрости монашеского устава. Хорошо, когда человек следит за традициями, но плохо, когда это начинает занимать слишком большое пространство в его сознании. Питаться попроще, если возможно, поменьше, но не до голодного обморока.

От чего отказаться? Тут все просто: пищевой пост – это воздержание от продуктов животного происхождения. Заколаемое, как пишется в Уставе, и производные от него – мясо животных, яйца, молочные продукты. Рыбу в строгий пост тоже есть нельзя, а в Сочельник пост строгий. В прежние времена до первой звезды не ели. Но и в этом Церковь пошла навстречу немощным: вечерня служится утром и выносится свеча – символ той самой звезды. Здоровый человек в состоянии выдержать воздержание в пище до вечера, а для нездорового, настойчиво напоминаю, предусмотрены послабления.

– Для диабетиков, например.

– Да. Кому нужно, чтобы диабетик впал в гипогликемическую кому? Конечно, некоторые считают за счастье умереть в храме на службе, но целенаправленно этого добиваться все же не стоит, не надо портить людям праздник. Если о себе не думаешь, имей совесть, подумай о других. Поэтому, если у человека проблемы такого рода, он может подкрепляться непосредственно перед службой, ничтоже сумняшеся. И не только может, но и должен. Подвергать себя риску очень глупо. Когда на Бога дерзко возлагаются чрезмерные надежды, пренебрегая собственной заботой, это можно назвать хулой на Духа Святого. Вместо того чтобы сделать то, что Господь предоставляет тебе в твою власть, – позаботиться о себе – ты начинаешь подвергать себя опасности.

– Когда человеку, не живущему полноценно жизнью христианина, начинающему, назовем его так, правильнее идти в храм: в Сочельник или непосредственно в Рождество?

– В идеале – и то и другое. Но если возникла ситуация выбора, то праздник, конечно, важнее. Сочельник – это время приготовления. Обе службы очень красивые, богослужебные тексты Сочельника – это такое богатство смыслов! Однако не получилось быть в храме в Сочельник, что ж, хорошо, если человек приходит на весь праздничный суточный круг, который начинается с вечера 6 января. Но если обстоятельства не позволяют с вечера, то хотя бы утром прийти в само Рождество на литургию. В некоторых приходах бывает, что ранняя литургия служится в ночь на 7 января как на Пасху.

– А после Рождества будет период до Крещения...

– Рождество – 7 января, 18 января – Крещенский Сочельник и 19 января само Богоявление, или Крещение. А между ними, повторюсь, Святки, которые напоминают о прежнем единстве и нынешней неразрывности этих двух праздников.

– Вот объясните, пожалуйста, что такое Святки, и почему все бросаются гадать, ворожить, считая, что до Крещения можно все.

– Это священный временной период, соединяющий два богоявленских праздника. Что касается всевозможных бесчинств, гадания и прочая – это неизжитое язычество. Если в Рождество или на Святках начинают заниматься всяким оккультными непотребствами – гаданиями, ворожбой – это совсем нехорошо.

В духовном мире нет ничего нейтрального, и человек должен иметь в виду, что даже если он не принимает происходящее всерьез, все принимает всерьез тот, кто за этим стоит. Не нужно заигрывать с бесами. Они любят поиграть, только их игра не бескорыстна. Человек не может «побаловаться» мистикой и остаться при этом невредимым. Наивно думать, что есть существенная разница между магией белой и черной. В духовном мире существует только святое и бесовское. Вот и все. Подумайте.

Комментарии
Copy
Наверх