Раз в крещенский вечерок...

Елизавета Фомина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Hans Schwarz,

О том, как гадали на святки, мы узнаем, в первую очередь, из художественной литературы. Любительницей гаданий была и героиня баллады Жуковского «Светлана», и пушкинская Татьяна. Способы, которыми пытались узнать будущее в XIX веке, современной девушке, скорее всего, мало что скажут. Что такое подблюдные песни, кого «слушали» под окном и зачем «полоть» снег, рассказала зав. кафедрой русской литературы Тартуского университета Любовь Киселева.

Святки – так называется период от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю, 7 января по новому) до Крещения, или Богоявления (6/19 января). В некоторых местностях Святки начинались с Николина дня – дня памяти Св. Николая Чудотворца (6/19 декабря). Календарно святки приходились на период зимнего солнцеворота, и в традиционной народной культуре – это время веселья, поиска невест, подготовки к будущему сватовству. Это единственный период в году, когда православная церковь по снисхождению к народным обычаям (языческим по происхождению) допускала гадания.

Гадание, ворожба, если к нему относиться всерьез, – это магическая операция: попытка заглянуть в будущее, узнать судьбу, то есть недоверие к Божьему промыслу, а иногда и прямое обращение к нечистой силе. За это определенно полагалось каяться и даже смывать грех в крещенской проруби.

Первое в русской литературе подробное описание святочных гаданий дал В.А. Жуковский в балладе «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Когда бросали башмачок, то узнавали, откуда должен приехать жених: в зависимости от того, в какую сторону ляжет носок. Полоть снег – разрывать снег и отыскивать спрятанное в снегу кольцо. Слушать под окном – какое слово, сказанное в избе, будет подслушано, такова будет и судьба. Кормить курицу или петуха, которого в полночь вносили в комнату, предварительно подсчитанным зерном – если клевать не будет, это предвещает несчастье, если остаток зерен парный – будет замужество.

Топить воск (свинец, олово): расплавленный воск, свинец или олово выливали в холодную воду, потом рассматривали получившиеся фигурки, которым придавали значение (портрет жениха, новый дом и пр.). Песенки подблюдны: в пятой главе «Евгения Онегина» Пушкин продолжает описание этого способа. Девушки садятся в круг, снимают кольца (серьги), кладут их на блюдо, которое покрывается платком. Под особые «подблюдные» песни одна из них (или сваха) вынимает по очереди кольцо за кольцом. То, под какую песню будет вынуто кольцо или серьги, определит судьбу их владелицы: скорое замужество, несчастье в браке, болезнь или даже смерть. 

Пушкинская Татьяна выбегает во двор, чтобы услышать от прохожего имя будущего жениха. Ей выпадает Агафон – красивое греческое имя, означающее «добро, благо», но в дворянском быту XIX века вышедшее из употребления.

«Страшным гаданьями», то есть с участием нечистой силы (для этого снимали нательный крест), считались гадания в бане перед зеркалом, по сторонам которого ставились свечи. Предполагалось, что в зеркале явится будущий жених. Или зеркало клалось под подушку, тогда была надежда увидеть вещий сон (именно это случилось с Татьяной).

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх